Управленческая мысль в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения в центре исследовательских работ стояла личность человека и его особенности. Гуманисты были заинтересованы в разборе вопросов этики, и это нашло отражение в целой серии трактатов на тему человека и морали. Например, среди наиболее популярных и значимых работ принято выделять такие, как:
- О Фортуне – 1500 год;
- О благоразумии – 1490 год;
- О повиновении – 1490 год;
- О мужестве;
- О щедрости;
- О великодушии.
Обществу, вошедшему в новый этап своего развития, была необходима новая наука и новые мировоззренческие идеи. В эпоху Возрождения наука перестала быть уделом узкого круга людей, и ею стали заниматься люди, не относящиеся к категории школяров и священнослужителей. Теперь наука вышла за рамки и пришла в королевские замки, торговые дома и светские салоны. Человечество оказалось вовлечено в идеологически новые направления, где любой мог выдвинуть собственные предположения о человеке, его судьба. Это касалось и управленческой сферы, где естественнонаучное знание представляло собой всеобщий духовный продукт общественного развития.
Среди настоящих титанов мысли, представивших эпоху Возрождения, следует выделить имя Леонардо да Винчи. В его работах нашли отражение идеалы целой эпохи, а сам автор стремился удовлетворить собственную жажду в познании и сознательном овладении миром. Трудно назвать науку, история которой не была бы связана с его именем. Математика и механика, анатомия и физиология, гидростатика и аэродинамика, геология и география, метеорология и ботаника, астрономия и физика - во всех этих науках Леонардо сказал свое слово. Он делает сотни технически изобретений, порой предвосхищающих открытия последних столетий; разрабатывает основные положения ренессансной эстетики; выступает творцом живописных замечательных произведений, в которых гуманистические представления о человеке и природе приобретают исключительную силу художественного обобщения.
Разумеется, усложнение производственных процессов подразумевает поиск новых управленческих направлений и решений. В 14-16 века развитие производственных сил и постепенное формирование национальных рынков постепенно подтачивали основы феодального строя и готовили его к последующему свержению в пользу буржуазии. Это сопровождалось бурным развитием научных исследований, появлением новых технологических разработок. Исторический толчок выражался в том, что в первобытном обществе появились самые первые организации, и именно они стали причиной появления культуры менеджмента.
Ключевые управленческие идеи европейского Возрождения
Одним из самых первых философов, затронувших идею управления, был Никколо Макиавелли. Он является автором большого количества работ, в которых содержатся рекомендации относительно лидерства и иных вопросов, касающихся выстраивания отношений в неоднородном по составу обществе, и управления людьми. По мнению Макиавелли, политика должна освободится от церковной идеологии, поскольку необходимо изучать наиболее реальные и актуальные вопросы.
Политику он представлял в качестве науки и одновременно искусства. Он обозначил необходимость глубокого анализа реальной ситуации и теоретического осмысления ситуации для принятия управленческого решения. Именно эта концепция лежит в основе современного менеджмента.
В целом исследователи оценивают вклад Н. Макиавелли и подчеркивают: его идеи дали жизнь многим современным теориям управления. Некоторые идеологические направления изучаются и используются и сегодня. Но одновременно с идеями, превозносящими совершенно новый порядок, появились и идеи, которые были направлены на кардинальное обновление социального строя. Одним из сторонников переустройства общества является Томас Мор. В работе под названием «Утопия» Томас Мор обосновал свой проект идеального государства. Его суть;
- устройство и управление во всех городах идентичны,
- никто не имеет собственного жилья, и утопийцы каждые 10 лет определяют, кто какой дом займет,
- основная социальная ячейка – семья, которая занимается определенным ремеслом и выполняет конкретно обозначенные функции,
- должностные лица выбираются от народа: семьи выбирают представителя своих интересов, который и будет реализовывать исполнительную власть и осуществлять управленческие функции.
Т. Мор описал некоторые гуманистические функции и принципы управления. По факту, сам того не предполагая, Мор представил проект коммунистической организации, где поддерживаются принципы свободы, равенства и демократии. Но, к сожалению, в эпоху Возрождения коммунизм вообще был не разработан, и он нем даже не знали. Зато сейчас исследователи берут идеи Мора за основу, поскольку данное государственное устройство кажется им наиболее грамотным и целесообразным.
Возрождение оказалось периодом ярких надежд и глубоких разочарований. Люди, привыкшие жить по принципам средневековья (а иногда и по принципам первобытного общества) были попросту не готовы к подобным изменениям. Естественнонаучные открытия повергали общество в шок, а любые подвижки, связанные с государственным устройством и внедрением новых принципов управления отрицались. Картина мира постепенно расширялась, и со временем иного выхода уже не было: необходимо было расширять исследовательские горизонты в рамках управления, выстраивания взаимоотношений между высшими и низшими слоями, создавать принципиально новые формы управления, причем не только государственного, но и общественного.
Таким образом, анализ процессов, протекающих в Европе в период становления Эпохи Возрождения, показывает, что невозможно развитие государства без развития не только философии и культуры, но и науки. Механизм становления государства схож с механизмом цепной реакции, при которой толчок мысли в одном направлении дают развитие других аспектов человеческой деятельности, при чем все они связаны единой социальной и экономической нитями. Очевидно, что с Эпохи Возрождения наука, как вид человеческой деятельности становится социально-общественным институтом.