Мотивация трудовой деятельности
Мотивация трудовой деятельности - это совокупность внешних и внутренних мотивов, побуждающих личность к трудовой деятельности и направляющих эту деятельность на достижение определенных целей.
Побуждение личности к труду, которое является итоговой системой внутренних побудительных мотивов, таких как интересы, потребности, ценностные ориентации, с другой стороны - отражаемые и фиксируемые мозгом человека особенности внешней среды, внешние стимулы, побуждающие к труду. Все эти фрагменты являются сложной системой мотивов, которые формируют в сознании человека отношение к труду и программу трудового поведения, приводящих к удовлетворению определенных потребностей.
Мотивация - это система стимулов, созданных для достижения работником целей, поставленных перед ним, основанная на учете и использовании его потребностей и особенностей личности.
Мотивация к труду создается как правило еще до начала трудовой деятельности человека. Личность осознает нормы и ценности трудовой этики и морали, создающие базу его отношения к труду.
Трудовая мотивация есть мотивация высшего разряда наряду с мотивациями, побуждающими творчество, социальные контакты. Трудовая мотивация как структура стимулов, отражающих запросы, удовлетворяемые с помощью труда, динамична. Ее развитие зависит от изменения личности сотрудника и окружающей его обстановки.
Мотивы трудовой деятельности
Труд побуждается сразу несколькими мотивами, выстроенными со строгой иерархией. В случае благоприятных социальных условий мотивы, соответствующие элементарным потребностям, подчиняются более высоким, духовным мотивам. И наоборот, при неблагоприятной социальной ситуации на первый план выступают мотивы, связанные с удовлетворением элементарных потребностей.
Ведущий мотив является не только наиболее сильным побуждением для направления труда, но и придает личностный смысл этой деятельности, который проявляется в отношении к труду, в качестве труда. Если при организации труда учитывать это обстоятельство, то можно добиться создания ответственного отношения к трудовой деятельности и высокой ее эффективности.
Мотивы обычно находятся в разном отношении друг с другом, могут ослаблять или усиливать друг друга, противоречить друг другу. Именно поэтому трудовую мотивацию нужно понимать как сложное явление, которому нужен глубокий научный анализ, выбор в каждом случае собственных форм и методов стимулирования, максимально эффективно влияющих на структуру мотивов и на создание отношения к труду.
Внутренняя и внешняя мотивация
Внутренняя мотивация - это причины, по которым личность вкладывает свои силы в работу и работает ежедневно, стремясь улучшить свою жизнь.
Внутренняя мотивация - это «горючее», поддерживающее человека и не позволяющее ему сдаться в трудный момент. К внутренней мотивации можно отнести:
- убежденность;
- личностный рост;
- стремление к самореализации;
- стремление к творчеству;
- самоутверждение, востребованность;
- любопытство;
- потребность общения.
Опытные управленцы знают: не бывает отрицательного результата, есть итог, с которым надо работать, чтобы минус обратить в плюс. Потому никогда не нужно понижать внутреннюю мотивацию сотрудников. Но и основываться только на ней нельзя. Так как - существо социальное и необходимость в признании ему очень нужна.
К внешней мотивации относят:
- карьерный рост;
- финансовое поощрение;
- статус, признание;
- материальное поощрение;
- возможность путешествовать.
Внешняя мотивация часто изменяется, она растет при успехе и снижается при провалах, то, что вчера являлось причиной радости, сегодня может сильно раздражать, и наоборот. Это зависит от вида мотивации: «мотивации К» или «мотивации ОТ». Еще Фрейд заметил, что человек стремится не допустить страдания и получить максимум удовольствия. То есть необходимо учесть, от чего личность хочет уйти и к чему она в итоге стремится. «Мотивация ОТ» - это в большинстве своем женский вид мотивации, основанный на спасение от голода, нищеты и т. д. путем реорганизации запасов, режима жесткой экономии и т. д. «Мотивация К» - это мужской вид мотивации, основанный на поиске резервов и стремлении повысить прибыль вместо сокращения расходов. Если личность ориентируется на «ОТ», то она зациклена на своих проблемах и живет в прошлом, если для личности важнее «К», то она стремится в будущее, опирается на достижения, решая текущие проблемы.
Мотивы к труду формируются, когда в обществе есть нужный комплект благ, соответствующий потребностям личности. При этом мотивы для труда личности могут быть неэкономическими и экономическими. Первые, являясь косвенными, делают более легким получение, как непосредственно материальных благ, так и свободного времени и духовных благ. Вторые же дают возможность освоить материальные выгоды, улучшающие благосостояние сотрудника.
Выделяют следующие функции мотивов трудовой деятельности:
- смыслообразующая функция – отражает смысл поведения сотрудника;
- ориентирующая функция – принуждает сотрудника к определенному типу поведения;
- мобилизующая функция - вынуждает сотрудника концентрироваться на выполнении самых важных для него типов деятельности;
- опосредствующая функция - обуславливает результат влияния на поведение сотрудника внешних и внутренних побуждений;
- оправдательная функция - отражает в причине поведения отношение сотрудника к регламентированному и состоявшемуся виду поведения.
Стадии мотивационного процесса можно представить следующим образом:
- понимание сотрудником своих потребностей;
- подбор оптимального метода достижения определенного результата, намерение его реализовать;
- осуществление действий;
- получение результата;
- удовлетворение потребности.
Сотрудник мотивирован, когда у него есть желание следовать тому направлению, которое стимулируется. В сухом остатке мотивация - решающий фактор в достижении успеха компании.