Мотив и мотивация
Одно из ведущих мест в системе понятий, объясняющих поведение личности в той или иной ситуации, занимает мотивация. Процесс осмысления явления мотивации далеко не закончен. Различные подходы к изучению вопроса, рождают различные методики анализа системы мотивации.
Целью деятельности человека является выполнение определённой общественной функции, а мотивом для такой деятельности может стать удовлетворение личных потребностей. От того как взаимодействуют общественные и внутренние мотивы, зависят и цели деятельности индивида.
Материальные методы мотивации в организации
Как повысить заинтересованность сотрудника в своей деятельности? Какие методы способствуют созданию благоприятной атмосферы в коллективе? Эти вопросы призваны решаться различными методами.
Материальная мотивация является наиболее универсальным методом, так как работники высоко ценят материальное поощрение в независимости от занимаемой ими должности. Зачастую, сотрудники готовы променять методы нематериального поощрения на их денежный эквивалент. Это связано с некоторым ограничением в возможностях использования нематериального поощрения.
Оплата труда является самым эффективным способом. При этом в основе лежит определение величины платы. Для получения максимальной отдачи, размер оплаты должен быть соответствующим, в противном случае, низкий уровень оплаты, может вызвать нежелание выполнять свои обязанности. В идеале, вопрос повышения оплаты труда, должен приниматься работодателем самостоятельно, однако, как правило, этого не происходит.
Премирование является самым распространённым методом. Есть мнение, что эффект неожиданности способен сильно вдохновить сотрудников, поэтому выплаты премий «призов» высоко ценятся многими заинтересованными работодателями.
Ещё одним распространённым способом мотивации является процент. Суть его состоит в отсутствии чёткого предела в зарплате сотрудника, а зависит от его знаний и умений.
Бонусы входят в число мотивационных стимулов. Однако, следует учитывать, что их фиксированная сумма зачастую становится демотивирующим фактором. Фиксированная сумма не приводит к желанию улучшить результат из-за того, что окончательная сумма не меняется.
Нематериальная мотивация
Сложность систем нематериальной мотивации заключается в определении и корректировке схем для каждого коллектива. Однако существуют общие принципы действенные во всех случаях. Нематериальная мотивация включает схемы поощрения через выдачу нематериальных средств, однако это не означает, что компаниям не требуется вкладывать деньги в этот тип мотивации.
Цель нематериальной мотивации заключается в заинтересованности сотрудника в работе. Это, в свою очередь, отражается на повышении производительности труда и, соответственно, ведет к увеличению прибыли компании. Нематериальная мотивация ведёт к повышению лояльности сотрудников и отражается на их работоспособности.
Методы материальной мотивации могут применяться как к конкретному сотруднику, так и к группам. К адресной мотивации относится, например, поздравление с днём рождения. Также, как показывает практика, простая оценка положительных достижений сотрудника из уст руководителя, очень позитивно отражается на настрое сотрудника.
Также к методам нематериальной мотивации можно отнести создание оптимальных условий труда, выдачу специальной одежды и многое другое.
Недостатком методов нематериальной мотивации можно выделить усреднённый подход к сотрудникам без учёта индивидуальных потребностей.
Многими работодателями значимость нематериальной мотивации ещё не оценена в полной мере, однако к этому придёт. Часто, причинами неудач компании на рынке, снижения уровня продаж, потери клиентов являются не ошибочные экономические расчеты, а недостаточная мотивации сотрудников.