Острой проблемой отечественного бизнеса является воспроизводство инновации от идеи до ввода на рынок. Как правило, это связано с низким качеством мероприятий, мотивирующих инновационную активность. Большинство отечественных организаций не способны себя позиционировать и привлекать достаточные ресурсы, не готовы к использованию современных технологий продвижения своих инновационных предложений.
Создание условий для активной инновационной деятельности
Формирование благоприятной почвы условий для активизации и стимулирования инновационной деятельности в большей степени определяется организационной формой ее использования.
Наиболее важным аспектом является обеспечение мотивации инновационных процессов на каждой стадии жизненного цикла производства продукции или оказания услуг.
Позитивную инициацию инновационной мотивации обеспечивают основные факторы:
- занимаемая работником должность, понимание им целей своего труда, его права и обязанности;
- уровень культуры и образования персонала;
- личностные качества, текущие и перспективные цели персонала;
- условия труда;
- отношение персонала к собственности;
- ситуация и обстановка на предприятии;
- состояние окружающей среды.
Этот список можно дополнить другими социально-психологическими реалиями, а также объективными научно-техническими, экономическими и организационными условиями и факторами.
Инновационная мотивация посредством создания групп качества и конкурентоспособности
Применительно к проблеме активизации и стимулирования инновационной деятельности сотрудников предприятия, концепция организационно-структурной мотивации должна учитывать следующее:
- создание в организационной структуре управления предприятием группы качества и конкурентоспособности - специфического общественного организационно-структурного формирования сотрудников одного или нескольких подразделений;
- главная цель формирования групп качества и конкурентоспособности заключается в активизации работ по поиску вариантов повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции для достижения генеральных целей деятельности предприятия в целом;
- вовлечение в группы качества и конкурентоспособности максимальное количество работников предприятия;
- создание и функционирование групп качества и конкурентоспособности должно опираться на принципы добровольности, коллективного участия и поддержки со стороны руководства, систематического обучения и повышения квалификации каждого члена группы. В таких группах следует поддерживать творчество и соревновательный дух, широко использовать прогрессивные методы активизации инновационной деятельности;
- организационно- методическое управление группами качества и конкурентоспособности осуществляет менеджмент предприятия или специально созданный совет.
Эффективность работы групп качества и конкурентоспособности во многом зависит от массовости участия работников, что обеспечивается кропотливой и планомерной работой менеджмента.
Премии и конкурсы как методы инновационной мотивации
Важнейшая роль при активизации инновационной деятельности отводится мотивации не только менеджеров разного уровня, но и каждого работника в отдельности. Следует создать условия, чтобы весь персонал и каждый работник в отдельности, независимо от их принадлежности ощущал собственную нужность и востребованность, понимал, что его труд является почетным и что высококачественная работа будет вознаграждена уважением и справедливой оплатой. Только в таком случае все категории персонала будут требовательны к качеству выполнения собственного и чужого труда.