Метрология
Метрология, стандартизация и сертификация – это основные инструменты, благодаря которым обеспечиваются качественные характеристики продукции. Также эти инструменты регулируют производство товаров и оказание услуг, которые являются важнейшими аспектами коммерческой деятельности. На сегодняшний день в теории менеджмента все три понятия развиваются, поскольку производственные процессы не стоят на месте и нуждаются в постоянном совершенствовании.
Метрология является учением об измерениях, а также научным обоснованием способов обеспечения единства измерений.
В любых сферах очень важна точность измерений, и метрология обеспечивает этот параметр в современном менеджменте. Метрологические методы постоянно меняются в зависимости от сферы, в которой осуществляются измерения. Но фактически очень многие из них остаются прежними, внедряются в специальные системные сферы, и вместо человека измерения могут делать системы, программы и разработанные приложения, которые справляются с поставленными задачами.
Среди основных задач метрологии необходимо выделить следующие:
- Выработка общей теории измерений;
- Разработка актуальных путей измерений;
- Поиск методов установления точности измерений в зависимости от области, в которой метрология является основополагающей;
- Обеспечение целостности измерений, их соответствия конкретным разработанным нормам и правилам;
- Выявление единиц физической величины.
В России, как и во многих других государствах, действуют узаконенные величины Международной системы единиц. Поскольку это стандартный набор единиц в метрологии, то качество продукции сразу измеряется и сопоставляется с выявленными нормами. Это очень упрощает процесс экспорта и импорта продукции. Эксперты в области метрологии регулярно занимаются измерением параметров продукции, и поэтому они могут определить, какая продукция соответствует нормам Международных стандартов, а какая продукция нет.
Стандартизация и сертификация в современной теории менеджмента
В теории менеджмента есть еще две дисциплины, которые очень важны, если говорить о качестве продукции и требованиях. Эти понятия – стандартизация и сертификация. Стандартизация – это особый вид деятельности, которые ориентирован на изначальное определение и последующую разработку требований, правил и норм. Эти требования и нормы гарантируют право потребителя на покупку товаров за ту стоимость, которая будет его полностью устраивать. При этом качество товара должно быть на высоком уровне, а также у потребителя есть законное право на безопасность и благоустроенность труда.
Стандартизация в Российской Федерации закреплена на законодательном уровне (Закон РФ «О стандартизации»). Единая задача стандартизации сводится к охране интересов потребителя, когда речь идет о качестве продукции и услуг. К сожалению, современный рынок наполнен низкокачественными товарами, которые не могут в полной мере удовлетворить потребности пользователя, а в некоторых случаях могут нанести непоправимый вред его здоровью. На законодательном уровне прописаны задачи и цели стандартизации:
- Работа, продукция и услуги должны быть абсолютно безвредными и безопасными для здоровья и жизни человека;
- Безвредность и безопасность товаров и услуг для окружающей среды;
- Безопасность организаций и предприятий в случае возникновения ЧС;
- Пользователь имеет право обменять продукцию, если она не соответствует техническим и информационным данным;
- Бережное отношение к разнообразным ресурсам;
- Измерения должны отличаться целостностью и достоверностью.
Стандартизация тесно связана с сертификацией. Второе понятие по большей части определяет установление соответствующими сертифицирующими органами обеспечения требуемой уверенности в том, что продукция и услуги полностью соответствуют всем нормам и стандартом. Это же касается и производственного процесса, который сегодня в обязательном порядке должен быть безопасным, нормированным, а также подчиненным определенному стандарту или нормативному документу. Разработкой документов занимаются эксперты в области стандартизации и сертификации. Они же занимаются изучением товаров и услуг, производственных процессов, осуществляют оценку их норм и соответствия установленным стандартам.
Сертифицирующим органом может быть одно ответственное лицо или орган, который признан независимым ни от покупателя, ни от поставщика. Независимость – это важнейший фактор, так как если орган будет относится к одной из сторон, то это приведет к необъективности оценок и, как следствие, сертификация может быть выдана или наоборот не выдана из-за того, что между органом, поставщиками и покупателями есть помимо профессиональных отношений еще и личные.
Сертификация подразумевает под собой достижение нескольких значимых целей:
- Потребитель получает всестороннюю поддержку при выборе товаров и услуг;
- Защита потребителя от некачественных товаров и услуг, которые предоставляются производителями;
- Подтверждение того, что продукция абсолютно безопасна или несет опасность для потребителя;
- Выдача свидетельства о качестве товаров и услуг;
- Организация условий для более комфортной деятельности организации и предпринимателей на товарном рынке Российской Федерации.
Документация, которая фиксирует любые оценки в рамках метрологии, стандартизации и сертификации, является официальным подтверждением того, что компания или предприниматели осуществляют свою деятельность на едином рынке, предоставляют товары и услуги и могут влиять на жизнедеятельность и услуги, которые получают сами потребители. С помощью специальных подтверждений потребитель защищен от низкокачественных продуктов и услуг, которые могут быть опасны для его жизни и здоровья. Исследованиям в этой области уделяется особое внимание, поскольку рынок постепенно наполняется и расширяется, и сделать выбор в пользу определенного товара, вида производства, одной услуги становится нелегко.