Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы управления запасами при исследованиях в менеджменте

Значение управления запасами в менеджменте

Определение 1

Методы управления запасами – это принципы и алгоритмы выбора оптимальных параметров запасов: их объема, структуры, момента поставки и размера партии и т. д.

При управлении запасами действуют два противоположных желания представителей компаний:

  • с одной стороны, сотрудникам отдела продаж намного удобнее, чтобы запасы были большими. Это позволяет в любой момент удовлетворить запросы покупателей (не заставляя их ждать поставку, оформлять заказ), что способствует увеличению выручки. Многие клиенты или хотят получить товар сразу (в день обращения), или не готовы его покупать, не посмотрев своими глазами,
  • с другой стороны, большие запасы снижают ликвидность компании, требуют затрат на обеспечение условий хранения. Кроме того, многие товары характеризуются ограниченным сроком годности, подвергаются порче и естественной убыли – если не удастся их быстро продать, компания понесет потери.

При управлении запасами необходимо найти ответы на следующие ключевые вопросы:

  • имеет ли компания достаточный запас для того, чтобы быстро удовлетворять требования покупателей или производства (если речь идет о запасах сырья и материалов),
  • нет ли на складах товаров, которые не требуются в формате немедленной доставки,
  • какая доля средств заморожена в излишних запасах,
  • от какой части запасов можно отказаться, чтобы снизить издержки хранения, но при этом не критично снизить выручку фирмы,
  • позволит ли расширение ассортимента положительно изменить рентабельность,
  • как минимизировать затраты на хранение.

Управление запасами – это одна из важнейших сфер логистического менеджмента. Такое его значение обусловлено как трудоемкостью управления запасами, так и связанными с ним затратами. В том или ином виде запасы формируются на всех звеньях логистической цепи, за счет чего происходит иммобилизация значительной части оборотного капитала компании.

Запасы как экономическая категория важны и для сферы производства, и для сферы обращения продукции.

«Методы управления запасами при исследованиях в менеджменте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 2

Материальные запасы – это находящиеся на различных стадиях производства продукты производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного.

Классификация методов управления запасами при исследованиях в менеджменте

Чтобы определить нормы запасов, можно воспользоваться методами одной из трех категорий:

  • эвристические,
  • технико-экономические расчеты,
  • экономико-математические.
Определение 3

Под эвристическими понимают методы, которые опираются на опыт и знания экспертов (специалистов), базируются на субъективном (личном) понимании ситуации и прогнозировании тенденций.

Иными словами, решение принимает сотрудник, который анализирует отчеты за предшествующие периоды, рыночную ситуацию и так или иначе определяет, какого товара сколько должно быть запасено. Это опытно-статистический метод.

В более сложном варианте эвристического метода используются экспертные оценки, когда к принятию решения привлекают нескольких специалистов. Каждый из них дает свою субъективную оценку, предлагает решения, а далее из этих ответов с применением определенных алгоритмов формируется итоговое решение.

При использовании метода технико-экономических расчетов товарные запасы делятся на группы по некоторому классификационному признаку, а затем для каждой группы рассчитываются сезонные, текущие и страховые запасы (при необходимости – с более четким поэлементным делением). Этот метод позволяет достаточно качественно определять, какой запас по каждой позиции нужно сформировать, но он отличается большой трудоемкостью, необходимостью проведения множества расчетов.

Экономико-математические методы исходят из того, что на спрос на продукцию оказывают влияние случайные факторы. В целом этот процесс может быть описан с помощью методов математической статистики – особенно если есть данные за достаточно большое количество предшествующих периодов. Одним из наиболее простых для реализации подходов в рамках этой группы методов является проведение экстраполяции. Его сущность состоит в том, что сложившиеся в прошлом темпы изменения переносятся на будущее: например, если на протяжении десяти лет объем спроса увеличивался на 2% в год, можно предположить, что и в следующем году рост составит 2%.

ABC и XYZ-анализ

Базовым способом определения, от каких запасов фирме можно отказаться, является ранжирование ассортимента по вкладу каждого товара в общий доход от продаж. Обычно в информационных системах производится ранжирование товаров, имеющихся на складах, по валовой стоимости продаж за год. В соответствии с методикой ABC-анализа, товары делятся на три группы:

  • первая группа – товары А – обеспечивает 80% выручки,
  • вторая группа – товары В – обеспечивает 15% выручки,
  • третья группа – товары С – обеспечивает оставшиеся 5%.

Иногда предлагается другое деление: 70%, 20% и 10%, но смысл методики от этого не меняется. Иногда выделяют четвертую категорию – товары Х, которые вообще не продавались за анализируемый период.

Товары Х не обязательно должны исключаться из запасов – их наличие может быть продиктовано соображениями репутации или оценкой вероятности повышения спроса в ближайшем будущем. Также к товарам Х могут быть отнесены новые товары, продажи которых еще не начались.

Ключевая идея XYZ-анализа состоит в классификации товаров по степени стабильности объема продаж (по коэффициенту вариации):

  • товары категории X – характеризующиеся наиболее стабильным спросом,
  • товары категории Y – могут иметь отклонения в объемах продаж,
  • товары категории Z – объем продаж практически не прогнозируется, характеризуется значительными колебаниями.

Как правило, в группу X включают товары с коэффициентом вариации не более 10%, в группу Y – от 10% до 25%, а с коэффициентом вариации более 25% - в группу Z.

Дата написания статьи: 14.04.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot