Общая характеристика методов прогнозирования в менеджменте
Методы прогнозирования в менеджменте – это способы, позволяющие на основании накопленного опыта и научной базы данных предсказывать будущее, связанное с управленческими процессами.
Прогнозирование является сложным процессом, в ходе которого приходится решать множество разных вопросов. Для того, чтобы его осуществить, нужно применять разнообразные методы прогнозирования. За историю менеджмента как науки их было выработано очень много, но не все они приобрели популярность.
При управлении бизнесом прогноз будет полезен только в том случае, если все его компоненты были тщательно продуманы, а ограничения признаны и учтены. Укажем основные рекомендации по поводу того, как составить хороший прогноз. Итак, менеджеру нужно:
- задаться вопросом, основой для каких решений послужит прогноз. Это повлияет на его точность. Для одних решений точность в 10% вполне достаточна, для других даже 1% - непозволительно высокая вероятность ошибки,
- определить события, которые нужны для обеспечения достоверности прогноза, и объективно оценить вероятность их наступления,
- выделить компоненты прогноза,
- четко определиться с источниками данных,
- оценить полезность прошлого опыта для построения прогноза. Если ситуация меняется очень быстро, то он может оказаться бесполезен или даже вреден, прошлые события не смогут служить надежной базой прогнозирования. Во внимание необходимо принимать и легкость сбора достоверной информации о прошлом опыте,
- определить структуру прогноза. К примеру, в случае прогнозирования объемов продаж может быть полезно отдельно оценить разные рыночные сегменты (устоявшиеся и растущие, а также вероятность появления новых потребителей).
Методы экспертных оценок и экстраполяции
Суть метода экспертных оценок состоит в том, что прогноз базируется на мнении одного специалиста или их группы. В основе такого мнения лежит их профессиональный, научный или практический опыт. Строго говоря, это целая группа методов:
- метод ассоциаций, связанный с изучением схожих по свойствам объектов (по одному из которых имеется достаточно информации),
- метод бинарных (парных) сравнений. Заключается в сопоставлении экспертами альтернатив и выборе из каждой пары наиболее предпочтительной (в случае прогнозирования – наиболее вероятной),
- метод векторов предпочтений. Похож на метод парных сравнений, только эксперт анализирует не две альтернативы, а весь набор,
- метод фокальных объектов. Базируется на перенесении признаков аналогов, отобранных случайным образом, на изучаемый объект,
- индивидуальный экспертный опрос. Опрос проводится в формате интервью или анализа экспертных оценок. Заказчик беседует с экспертом, при этом перед экспертом ставятся вопросы, имеющие значение для достижения цели программы. При анализе экспертной оценки производится индивидуальное заполнение формуляра, разработанного заказчиком. По итогам заполнения проблемная ситуация подвергается всестороннему анализу. Эксперт оформляет свои соображения в формате отдельного документа,
- метод средней точки. При использовании этого метода готовятся два альтернативных варианта, один из которых менее предпочтительный. Эксперт должен предложить третий вариант, оцениваемый лучше менее предпочтительного, но хуже более предпочтительного из имеющихся.
В основе метода экстраполяции лежит идея о том, что нужно изучить сложившиеся в прошлом и действующие в настоящем тенденции развития предприятия, а затем перенести их на будущее. Экстраполяция бывает двух типов:
- формальная экстраполяция, при которой исходят из предположения о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития,
- прогнозная экстраполяция, предполагающая увязку настоящего развития с гипотезами о динамике предприятия с учетом предполагаемого изменения влияния на него различных факторов.
Методы экстраполяции дают хорошие результаты при применении на начальных этапах прогнозирования, поскольку позволяют выявить тенденции изменений различных показателей. Эта информация может использоваться в дальнейшем как исходная для других методов.
Метод моделирования и экономического анализа
Под моделированием понимают конструирование модели на основе предварительного изучения процесса или объекта, выделения его существенных характеристик и признаков.
При прогнозировании с использованием модели можно выделить этапы:
- разработка модели,
- экспериментальный анализ,
- сопоставление предварительного прогнозного расчета и фактических данных о состоянии объекта или процесса,
- уточнение и корректировка модели.
Экономический анализ состоит в том, что имеющие место на предприятии экономические процессы или явления расчленяют на части, а затем выявляют взаимосвязи этих частей и их влияние на процесс в целом, его развитие. Анализ позволяет раскрыть сущность рассматриваемого процесса, предположить, по каким закономерностям он изменяется и будет изменяться в будущем.
Балансовый, нормативный и программно-целевой методы
Балансовый метод строится на разработке балансов.
Баланс – это система показателей, в которой первая часть характеризует ресурсы по источникам их привлечения, а вторая – распределение расходов по направлениям, при этом части должны быть равны между собой.
Балансовый метод позволяет воплотить принципы сбалансированности и пропорциональности, важные для разработки прогнозов, увязать потребности с возможностями.
Нормативный метод – один из основных методов прогнозирования. В настоящее время ему стало придаваться большое значение. Его сущность заключается в технико-экономических обоснованиях прогнозов с использованием нормативов и норм. Последние применяются при расчете потребности в ресурсах, а также показателей их использования.
Суть программно-целевого метода заключается определении основных целей развития предприятия, разработки взаимосвязанных мероприятий по их достижению в заранее определенные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами, а также с учетом эффективного их использования.