Культура ведения бизнеса, которая формируется в современных российских условиях, значительно влияет на моральное осознание и духовную общественную жизнь, охватывая все сферы экономики, определяя во многом характер норм, складывающихся в иных социальных группах.
Отметим, что слой бизнес-сообщества катализирует процессы формирования «новой» морали общества, главные черты которой противоречат во многом устоям культуры в традиционном понимании. Новые принципы этики взаимоотношений людей появляются на фоне кризисных явлений, которые связаны с низким уровнем жизни, высокой социальной напряженностью, проблемами безработицы и занятости и функционировании общества.
Специфика этических установок бизнес-деятельности в России
Современные этические установки бизнес-деятельности в России сформировались под влиянием двух ключевых идеологических парадигм.
Первая из них связана с распространением идей правового нигилизма в деловой среде, которые предполагают рассмотрение законодательных норм как барьера на пути осуществления экономической активности. Успех в игнорировании норм закона - один из способов для повышения статуса индивида в бизнес-сообществе, при чем роль таких качественных характеристик, как положительный имидж и позитивная репутация, недооценена, не обнаруживается прямая их связь ростом доходов фирмы.
Для сторонников этого подхода к ведению бизнеса характерна ситуационная, но не правовая реакция на внешнее воздействие, отношение как к противодействующим структурам к государственным органам, а взаимодействие с ними следует минимизировать.
Вторая догма российского бизнеса связана со взглядом на бизнес-слой как на ведущую силу в развитии экономики страны, отличительная характеристика которой - проявление частной инициативы, нуждающейся со стороны общества и государственных органов в существенной поддержке. При этом подходе определяется актуальность осмысления теоретических проблем, связанных с развитием российского бизнеса и нравственной реабилитации его в глазах общественности. В связи с этим актуализируются проблемы изучения и адаптации в условиях России зарубежного опыта управления бизнесом.
Как отмечают ряд исследователей, сформировавшаяся бизнес-культура большинства компаний в России характеризуется отсутствием четкости в формулировке миссии организации, что приводит к возникновению конфликтов на основе несогласованности ценностных установок и конкретных управленческих технологий.
Специфично для отечественной бизнес-практики и понимание сущности делового контракта, который заключается с сотрудником и рассматривается как соглашение, имеющее лишь формальный характер, отражающее только общие принципы взаимоотношения с руководством.
Анализ принципов ведения бизнеса в России
Специфика отношения к ведению бизнеса среди российских предпринимателей приведена на диаграмме 1.
Рис. 1. Отношение российских предпринимателей к ведению бизнеса
Более половины предпринимателей в России считает, что занятость в сфере бизнеса помогает достигать конкретные цели и приобрести самостоятельность в определении объема и содержания деятельности. Для 40 % бизнесменов очевидно, что профессиональная деятельность их формирует чувство ответственности за принятые решения; 38 % предпринимателей рассматривает в качестве перспектив возможность приобретения новых знаний, умений и навыков.
Потребительские мотивы преобладают в деятельности представителей отечественного бизнеса: анализ социологических данных свидетельствует о том, что главные статьи в структуре расходов – это забота о собственном здоровье и обучении детей. Жизненный успех в понимании тех, кто занимается бизнес-деятельностью, связан с материальной обеспеченностью, семейным благополучием и наличием интересной и перспективной работы.
Диапазон ценностных принципов современной отечественной бизнес-деятельности характеризуется прежде всего реализацией принципов полезности (61 % предпринимателей считает главной перспективой своей деятельности достижение определенных целей); независимости и самостоятельности (самостоятельность, по мнению 65 % бизнесменов – это одна из главных перспектив, открывающихся в бизнесе); успешности (79 % предпринимателей считают, что нацеленность на успешность способствует эффективному ведению бизнеса) (рис. 2).
Рис. 2. Ценностные принципы современной бизнес – деятельности в Росcии
Понимание важности роли персонала в деле развития бизнеса и его успеха стимулирует российских предпринимателей к соблюдению этических норм при взаимодействии с наемным персоналом. Большинство бизнесменов стремятся придерживаться принципов уважительного отношения к подчиненным и их правам, содействуют развитию и личностному росту персонала, справедливости в материальной и моральной мотивации работников.
Главные черты российского менеджера
Кризис в конце 90-х сыграл в развитии российского управленческого класса положительную роль. Основным конкурентным преимуществом стал уровень профессиональной подготовленности управленческой команды фирмы. Следовательно представление об отечественно менеджменте немного изменилось, и его преимуществами стали:
- наличие склонности к инновациям,
- вкус к рискованной деятельности и игре,
- самокритичность,
- амбициозность,
- склонности к бескорыстности в помощи,
- желание обучаться.
Недостатками менеджмента в России является его политизированность, уничижительное отношение к своей стране и себе, расточительность и транжирство в отношении времени, алчность и эгоцентризм; широкомасштабность.
Отечественным проектам присуще наличие регионального подхода к изучению особенностей, по причине того, что Россия – огромная, и многонациональная страна, и в зависимости от региона управление фирмой существенно отличается.
Отечественные исследователи выделяют главные черты российского менеджмента:
- участие региональных администраций при формировании управленческих команд фирм;
- полуправовое регулирование деятельности;
- сила неформальных отношений;
- широкое использование силовых методов;
- диверсификация деятельности и высокая склонность к риску;
- отсутствие навыков к регулярной и кропотливой работе;
- тяга к уникальным и масштабным проектам с привлечением большого числа человеческих и материальных ресурсов;
- стремление исключить практику делегирования полномочий из высшего уровня на низший;
- равнодушие к ценностям карьеры;
- высокий уровень централизации управленческих функций (клановость в ведении бизнеса).
Итак, в заключение можно отметить, что менеджмент в России на современном этапе характеризуется творческим осмыслением зарубежного опыта с учетом специфики нашей страны, то есть представляет собой синтез международного опыта эффективного управления и отечественного опыта, существующего на базе национально-исторической специфики нашей культуры.