Управление предприятием не может быть эффективным без достаточной надежной, оперативной, достоверной и своевременной информации. Информация – это основа управленческого процесса, от того, насколько она совершенна, зависит во многом качество управления предприятием. Информационная деятельность менеджера требует от него четкости в организации процессов сбора, анализа и обработки информации, при этом менеджер должен уметь определять, важна или второстепенна поступающая информация. Опытный менеджер должен также уметь упорядочивать обмен информацией и коммуникации в рамках фирмы.
Управляющая система от управляемой системы получает информацию о состоянии определенных технико-экономических параметров в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности. На основе этой полученной информации в управляющей системе вырабатываются команды управления и осуществляется их передача для исполнения в управляемую систему.
Качественные характеристики информации, используемой в управлении
Эффективность управления каждой динамической системой определяется во многом тем, как организован процесс хранения, поиска, передачи, обработки и пополнения информации. Основные потребительские качества информации, определяющие эффективность использования ее, это:
- репрезантивность – выражает точность формирования и выявления информации для адекватного воссоздания передаваемого явления;
- содержательность – это семантическая емкость информации, равная отношению количества в сообщении семантической информации к объему обработанных данных;
- достаточность - характеризует содержательную полноту сообщаемого набора показателей при принятии решения;
- доступность – это удобство для восприятия потребителем формы представления информации;
- актуальность – характеризует степень информационной ценности на момент использования ее в зависимости от сроков динамики возникновения и изменения информации;
- своевременность – определяется как степень соответствия момента поступления информации моменту времени, назначенному ранее;
- точность и достоверность – характеризует то, насколько близка информация к реальному состоянию описываемого явления или объекта;
- ценность – это важность информации при решении конкретных задач;
- понятность – определяется как соответствие содержания информации уровню потребительских знаний;
- краткость – характеризует степень сжатости изложения сообщаемых фактов и сведений;
- устойчивость – это способность информации реагировать без нарушения необходимой точности на изменения исходных данных.
Информационный ресурс представляет собой совокупность накопленной информации, которая зафиксирована в любой форме на материальном носителе, обеспечивающей передачу ее во времени и пространстве для решения производственных, научных, управленческих и иных задач.
Классификация управленческой информации
Информация, функционирующая на предприятии в управленческом процессе, может классифицироваться следующим образом:
- по форме отображения (аудиовизуальная, визуальная, и смешанная);
- по форме представления (буквенная, цифровая, кодированная);
- по роли в процессе управления (прогнозная, аналитическая, отчетная, нормативная, научная);
- по качеству (достоверная, недостоверная, вероятностно достоверная, ложная);
- по возможности использования (достаточная, необходимая, избыточная);
- по степени обновляемое (постоянная или переменная);
- по степени деятельности предприятия (управленческая, экономическая, социальная, технологическая);
- по источнику возникновения (внутриорганизационная или внешняя);
- по степени преобразования (производная первичная, , обобщенная);
- по виду носителя (печатный текст, фильм, машинный носитель);
- по времени поступления (постоянная, периодическая, эпизодическая, случайная).
Можно выделить еще один вид управленческой информации, существующий в памяти всех людей, который включает накопленный опыт, знание наук, схожие управленческие ситуации, которые ранее уже были в управлении использованы, а также данные о работе других предприятий, опубликованные в печати, факторы, влияющие на финансово-хозяйственную, производственную деятельность и управление и пр.
Этапы процесса управления с информационной точки зрения
Процесс управления с информационной точки зрения представляет собой последовательность определенных этапов (рис. 1).
Рис. 1. Информационная сторона процесса менеджмента
Итак, информационная сторона менеджмента характеризуется следующими этапами:
- сбор первичной информации;
- регистрация ее, передача и сохранение на носителе информации;
- математическая и логическая обработка первичной информации, результатом чего является синтетическая информация, которая может быть оформленной в виде документа;
- предоставление субъекту управления синтетической информации;
- в случае, если субъект управления считает, что предоставленной информации для принятия управленческого решения достаточно, то осуществляется переход к следующему пункту, в ином случае происходит дополнительный сбор первичной информации, регистрация ее, обработка и предоставление субъекту управления полученной вновь синтетической информации;
- принятие управленческого решения субъектом;
- оформление решения в документальном виде;
- архивизация документов;
- доведение до исполнителей решения.
После этого исполнители совершают ряд определенных действий, что приводит к изменению состояния управляемого или управляющего объектов, обновлению информации в первичном виде.
Информационный менеджмент как средство управления информационным процессом
Признаками компании с высоким уровнем реализации информационного менеджмента являются показатели:
- высшее руководство в состоянии описать процедуры информационного менеджмента в фирме;
- прямое участие высшего менеджмента в процедурах принятия стратегических решений в части управления информацией;
- наличие чётких целей бизнеса для вложения инвестиций в информационные технологии;
- наличие в управлении динамики уменьшения перемен.
Таким образом, подводя итого рассмотрению информационной стороны процесса управления, сформулируем признаки неэффективного информационного менеджмента:
- высшее руководство чувствует низкую рентабельность от инвестиций в информационные технологии;
- информационные технологии часто становятся преградой для реализации новой стратегии компании;
- противоречивое или медленное действие механизмов принятия решений в части управления информацией;
- высшее руководство не может объяснить процедуры в рамках информационного менеджмента в компании;
- проекты в части управления информацией не укладываются в бюджет или сроки;
- аутсорсинг рассматривается в качестве самого быстрого решения проблем;
- частая смена механизма управления информацией.