Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методики оценки качества управления

Общие подходы к оценке качества управления

Оценка качества управления – это процесс анализа и синтеза, ориентированный на определение степени достижения финансовых, инновационных, функциональных, маркетинговых и социальных целей предприятия, уровня удовлетворения потребностей собственников (акционеров), сотрудников, поставщиков и покупателей, подрядчиков и заказчиков, а также потенциальных возможностей компании в части:

  • корпоративной социальной ответственности,
  • развития человеческого потенциала (в том числе профессионального роста сотрудников),
  • возможностей принимать участие в управлении организацией.

Качество управления как самостоятельная характеристика организации стало предметом исследования сравнительно недавно. Можно выделить два подхода к оценке качества управления:

  • приглашение специалистов «извне» (внешняя оценка) – более типично для крупных предприятий,
  • самооценка – менее затратный способ, который чаще всего предпочитают небольшие компании.
Определение 1

Под самооценкой качества управления понимают анализ способности организации к решению своих задач и достижению поставленных целей путем выявления слабых мест в системных и процессных факторах, оказывающих влияние на развитие предприятия.

Самооценка бывает двух видов:

  • диагностическая самооценка,
  • самооценка работы.

Ряд специалистов относит методики оценки по национальным премиям в сфере качества к методикам оценки качества управления. Однако в этом случае следует с осторожностью относиться к разграничению оценки качества управления и оценки управления качеством.

Методики оценки качества управления в национальных премиях

Существует ряд премий в области качества, при этом набор используемых при оценке критериев в них различается.

Исторически первой, а также одной из наиболее престижных на сегодняшний день, является премии Деминга за качество, учрежденная в Японии в 1951 году. Критериями оценки выступают:

«Методики оценки качества управления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • принятая политика в сфере управления, а также реализация ее на практике,
  • процессные инновации и разработка новых продуктов (модернизация существующих),
  • повышение и обеспечение качества,
  • система управления,
  • применение современных технологий и анализ информации,
  • развитие человеческого капитала.

В 1987 году в США была учреждена Американская национальная премия имени Малкольма Болдриджа. Ее критерии оценки:

  • лидерство (руководство),
  • стратегическое планирование,
  • ориентация на потребителя,
  • оценка, анализ и управление, базирующиеся на знаниях,
  • внимание к человеческому капиталу,
  • оперативное (процессное) управление,
  • деловые результаты.

Почти в то же время – всего на год позже, в 1988 году – была создана Европейская премия качества. Критериев в ней больше, чем в Американской, и совпадают только некоторые из них:

  • руководство,
  • стратегия и политика,
  • управление персоналом,
  • ресурсы и партнеры,
  • процессы предприятия,
  • степень удовлетворенности персонала,
  • степень удовлетворенности потребителей,
  • влияние на социум,
  • основные результаты функционирования.

Учрежденная в 1996 году Премия Правительства Российской Федерации по качеству практически полностью повторяет критерии Европейской премии качества, однако весовые значения критериев отличаются. В соответствии с требованиями национальной специфики, больше внимания уделяется критериям группы «возможности» (первые пять критериев из списка).

Экспертные методики оценки качества управления

Замечание 1

В науке не выработано единого подхода к набору критериев для оценки качества управления, соответственно, не представляется возможным и выделить перечень оцениваемых факторов.

Общепринятая методика однозначной оценки качества управления не предложена, также как не разработан стандарт, включающие четко закрепленные нормативные значения для различных показателей. Основными подходами к оценке являются:

  • экспертный метод,
  • анализ статистических данных,
  • комбинированный метод.

В качестве оценочных методов при экспертном подходе можно указать:

  • оценка равновесия между экономическими интересами участников процесса (собственников, руководителей, персонала),
  • оценка управленческих процессов и функций. Каждый процесс оценивается по индивидуально составленному перечню показателей, которые могут быть распределены по группам (клиенты, финансы, внутренние процессы, развитие),
  • оценка эффективности системы управления. При этом механизмы группируются по элементам управления (политика и цели, вовлечение, ресурсы и организация, управление рисками, партнерские отношения, планирование и проектирование, мониторинг и исполнение, непрерывное совершенствование), каждый из которых оценивается по своим критериям,
  • степени свободы в пределах общепринятых законов и норм, позволяющая оценить управленческие возможности каждого из руководителей.

Методики оценки качества управления на основе показателей деятельности организации

Оценка системы управления может производиться исходя из результатов, которые она дает, в частности:

  • оценка по видам ресурсов. Исследуются количественные и качественные показатели в разрезе видов ресурсов: финансовые, трудовые, материальные, информационные, - и видов управления: стратегического, тактического, операционного,
  • оценка по показателям системы управления производством. Исследование проводится по перечню показателей качества управления производством. Каждому показателю поставлен в соответствие весовой коэффициент, позволяющий перейти к единому интегральному показателю,
  • оценка элементов цепочки создания ценности. Качество управления может оцениваться на основе структурного подхода, базирующегося на выделении элементов цепочки создания ценности,
  • оценка по уровням качества управления. Исследование объекта проводится на основе принципа многоуровневого описания.
Дата написания статьи: 15.07.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot