Общие подходы к оценке качества управления
Оценка качества управления – это процесс анализа и синтеза, ориентированный на определение степени достижения финансовых, инновационных, функциональных, маркетинговых и социальных целей предприятия, уровня удовлетворения потребностей собственников (акционеров), сотрудников, поставщиков и покупателей, подрядчиков и заказчиков, а также потенциальных возможностей компании в части:
- корпоративной социальной ответственности,
- развития человеческого потенциала (в том числе профессионального роста сотрудников),
- возможностей принимать участие в управлении организацией.
Качество управления как самостоятельная характеристика организации стало предметом исследования сравнительно недавно. Можно выделить два подхода к оценке качества управления:
- приглашение специалистов «извне» (внешняя оценка) – более типично для крупных предприятий,
- самооценка – менее затратный способ, который чаще всего предпочитают небольшие компании.
Под самооценкой качества управления понимают анализ способности организации к решению своих задач и достижению поставленных целей путем выявления слабых мест в системных и процессных факторах, оказывающих влияние на развитие предприятия.
Самооценка бывает двух видов:
- диагностическая самооценка,
- самооценка работы.
Ряд специалистов относит методики оценки по национальным премиям в сфере качества к методикам оценки качества управления. Однако в этом случае следует с осторожностью относиться к разграничению оценки качества управления и оценки управления качеством.
Методики оценки качества управления в национальных премиях
Существует ряд премий в области качества, при этом набор используемых при оценке критериев в них различается.
Исторически первой, а также одной из наиболее престижных на сегодняшний день, является премии Деминга за качество, учрежденная в Японии в 1951 году. Критериями оценки выступают:
- принятая политика в сфере управления, а также реализация ее на практике,
- процессные инновации и разработка новых продуктов (модернизация существующих),
- повышение и обеспечение качества,
- система управления,
- применение современных технологий и анализ информации,
- развитие человеческого капитала.
В 1987 году в США была учреждена Американская национальная премия имени Малкольма Болдриджа. Ее критерии оценки:
- лидерство (руководство),
- стратегическое планирование,
- ориентация на потребителя,
- оценка, анализ и управление, базирующиеся на знаниях,
- внимание к человеческому капиталу,
- оперативное (процессное) управление,
- деловые результаты.
Почти в то же время – всего на год позже, в 1988 году – была создана Европейская премия качества. Критериев в ней больше, чем в Американской, и совпадают только некоторые из них:
- руководство,
- стратегия и политика,
- управление персоналом,
- ресурсы и партнеры,
- процессы предприятия,
- степень удовлетворенности персонала,
- степень удовлетворенности потребителей,
- влияние на социум,
- основные результаты функционирования.
Учрежденная в 1996 году Премия Правительства Российской Федерации по качеству практически полностью повторяет критерии Европейской премии качества, однако весовые значения критериев отличаются. В соответствии с требованиями национальной специфики, больше внимания уделяется критериям группы «возможности» (первые пять критериев из списка).
Экспертные методики оценки качества управления
В науке не выработано единого подхода к набору критериев для оценки качества управления, соответственно, не представляется возможным и выделить перечень оцениваемых факторов.
Общепринятая методика однозначной оценки качества управления не предложена, также как не разработан стандарт, включающие четко закрепленные нормативные значения для различных показателей. Основными подходами к оценке являются:
- экспертный метод,
- анализ статистических данных,
- комбинированный метод.
В качестве оценочных методов при экспертном подходе можно указать:
- оценка равновесия между экономическими интересами участников процесса (собственников, руководителей, персонала),
- оценка управленческих процессов и функций. Каждый процесс оценивается по индивидуально составленному перечню показателей, которые могут быть распределены по группам (клиенты, финансы, внутренние процессы, развитие),
- оценка эффективности системы управления. При этом механизмы группируются по элементам управления (политика и цели, вовлечение, ресурсы и организация, управление рисками, партнерские отношения, планирование и проектирование, мониторинг и исполнение, непрерывное совершенствование), каждый из которых оценивается по своим критериям,
- степени свободы в пределах общепринятых законов и норм, позволяющая оценить управленческие возможности каждого из руководителей.
Методики оценки качества управления на основе показателей деятельности организации
Оценка системы управления может производиться исходя из результатов, которые она дает, в частности:
- оценка по видам ресурсов. Исследуются количественные и качественные показатели в разрезе видов ресурсов: финансовые, трудовые, материальные, информационные, - и видов управления: стратегического, тактического, операционного,
- оценка по показателям системы управления производством. Исследование проводится по перечню показателей качества управления производством. Каждому показателю поставлен в соответствие весовой коэффициент, позволяющий перейти к единому интегральному показателю,
- оценка элементов цепочки создания ценности. Качество управления может оцениваться на основе структурного подхода, базирующегося на выделении элементов цепочки создания ценности,
- оценка по уровням качества управления. Исследование объекта проводится на основе принципа многоуровневого описания.