Понятие менеджмента в сфере образования
Менеджмент в сфере образования – это специфическая отрасль управленческих наук, сочетающая в себя положения психологии, педагогики, социологии управления, менеджмента и маркетинга.
Масштабы и возможности рынка образовательных услуг в России часто недооцениваются. Это связано с долгое время действовавшей концепцией бесплатного образования, элементы которой сохраняются и в настоящее время (так, в частности, основное среднее образование является бесплатным и всеобщим, есть возможность за счет средств государственного бюджета получить и более высокие ступени образования). Однако образовательные услуги могут реализовываться в разных формах:
- государственные школы и вузы,
- коммерческие и частные учебные заведения,
- курсы повышения квалификации,
- дополнительное образование,
- дистанционное обучение (в том числе с использованием онлайн-технологий),
- интеграция с зарубежными образовательными учреждениями и т.д.
При этом количество специалистов-менеджеров в образовательной сфере, способных решать вопросы развития новых научных направлений и инновационных методик, проблемы образования на уровне государственных структур и учреждений, мало.
Быть менеджером образовательного процесса – значит:
- выполнять необходимую обществу значимую работу,
- формировать общественное мнение,
- заниматься делом, основу которого составляют высокие морально-этические аспекты,
- работать в престижной отрасли.
Менеджмент образовательных процессов позволяет людям приобщиться к огромному миру знаний. Каждому нужен проводник на пути к познанию и карьерным свершениям. Однако для менеджера, кроме высокого предназначения, имеет значение еще и бизнес, повышение эффективности образовательного процесса, его регламентация и упорядочение.
В последние годы появилось достаточно много трудов, посвященных управлению в сфере образования, а также отдельным организационно-управленческим аспектам образовательного процесса. Однако этим работам не хватает системности, в большинстве случаев речь идет либо о эмпирическом описании деятельности, проводимой в конкретном учреждении (или на конкретной ступени образования), либо о поверхностном объяснении того, что может быть признано управлением в образовательной организации, какие основные понятия используются в этой деятельности.
Авторы рассматривают менеджмент в образовательной системе как:
- системно организованный, целенаправленный процесс, в ходе которого производится воздействие на компоненты структуры образовательной системы и их связи, и который обеспечивает их целостность и реализацию заложенных функций,
- имеющее иерархию научно организованное управление: на первом уровне производится управление деятельностью коллективом учреждения, на втором – деятельностью обучающихся,
- комплекс организационных форм, методов, принципов, технологических приемов управления образовательными системами, цель которого – повышение эффективности их функционирования.
В целом направления исследования в сфере менеджмента образования можно разделить на три группы:
- управление образовательным процессом (обучением, воспитанием, формированием личности),
- управление учреждениями образования,
- управление программами, проектами, системами образования.
Принципы менеджмента в сфере образования
Менеджмент в сфере образования опирается как на общие принципы менеджмента, так и на специфические принципы, характерные именно для этой отрасли жизнедеятельности общества. Безусловно, сформулированные принципы будут отражать только отдельные аспекты управления, однако даже такое мозаичное представление способно сформировать картину особенностей управленческой теории и практики. Некоторые значимые принципы менеджмента в сфере образования:
- принцип доверия и уважения к человеку. Этот принцип является системообразующим и основополагающим, он отражает ведущую идею образовательной аксиологии. Он должен трансформироваться в духовную основу, фундамент функционирования образовательной организации, задать вектор оптимизации всех процессов,
- принцип целостного взгляда. Эта позиция также очень важна в системе ценностей. В соответствии с ней, субъекты образовательного процесса должны восприниматься как личности со всеми мотивами, потребностями, переживаниями, целями. Этот принцип – краеугольный камень культуры образовательных организаций,
- принцип целевой гармонизации и педагогической целенаправленности подразумевает, что все решаемые в процессе управления задачи должны быть ориентированы на достижение ключевой цели, стоящей перед образовательными организациями как социальным институтом. Общество определяет, что образование должно готовить молодое поколение к вхождению в производственно-социальную сферу жизни. Цель в этом случае выступает как исходный побудитель субъектов, двигательная сила и направляющий фактор,
- принцип сотрудничества. Образование – явление полисубъектное, отношения в нем должны носить субъект-субъектный, а не субъект-объектный характер,
- принцип научности. Необходимо учитывать закономерности управленческого и образовательного процессов,
- принцип гуманности. Интересы личности должны быть высшим приоритетом, а цели, способы и средства воздействия – отвечать требованиям гуманности, соединять в себе потребности и интересы отдельных личностей и коллектива в целом,
- принцип рациональной организации труда, включая четкое разделение прав, обязанностей и ответственности, делегирование управленческих полномочий вниз по иерархической структуре, научно обоснованное распределение рабочего времени в соответствии с направлениями деятельности работников, оптимизацию управленческой информации,
- принцип эффективности. В соответствии с ним из множества альтернатив выбирается та, которая позволяет достичь цель с наименьшими затратами,
- принцип интегральности. Этот принцип проявляется в ориентации на целостность образовательного и управленческого процессов.