Структура дорожной отрасли
Дорожная отрасль – это сфера экономики страны, включающая строительство, проектирование, ремонт и техническое обслуживание дорог, подъездных путей и городских улиц.
Дорожная отрасль – одна из наиболее значимых экономических отраслей в любой стране с развитой промышленностью. Именно автомобильные дороги получили название «кровеносной системы» любого государства. Им отведена большая социально-экономическая роль в жизни современного общества.
Автомобильные дороги очень капиталоемкие, но вместе с тем и крайне рентабельные сооружения.
Известно, что все деньги, вложенные в строительство дорог, будут многократно возвращены в различных других производственных областях, благодаря сокращению транспортных, то есть логистических издержек, снижению аварийности, повышению подвижности населения. Помимо этого, развитая сеть автомобильных дорог в регионе оказывает значительный социальный эффект, обеспечивая население медицинскими, образовательными и культурно-бытовыми услугами. На сегодняшний день, наличие развитой сети автомобильных дорог – важнейший фактор развития материальных производств и сферы услуг.
К потребительским качествам автомобильных дорог относят:
- степень безопасности движения;
- степень загруженности;
- уровень комфорта передвижения;
- удобство передвижения;
- грузоподъемность;
- информационная доступность.
Уровень потребительского качества проектируемой или реконструируемой автомобильной дороги должен быть представлен в числовом выражении в техническом задании на проектирование строительства, ремонт или реконструкцию конкретной дороги.
Одной из особенностей дорожной отрасли в сравнении с любой другой отраслью производства является то, то основные ее сооружения – автомобильные и городские дороги – сложные инженерные линейно-протяжные сооружения, которым характерна ярко выраженная географическая природа. В связи с этим основной технической документацией по автомобильным дорогам должна быть представлена графически на основе картографии или как условные схемы и чертежи. Всем этим предопределяется тип информационной технологии, используемый, чтобы управлять автомобильным дорогами на разных этапах проектирования и строительства.
Обеспечение эффективной работы управленческой системы в области дорожного хозяйства основано на развитии информационных систем. В последние годы проводят активную целенаправленную работу в области совершенствования этого стратегического направления. Как одна из основных задач формирования и поддержания системы оперативного управления организацией и предприятиями дорожного хозяйства выступает задача создания и поддержания единого информационного пространства с целью надежного управления дорожным хозяйством, эффективным контролем за транспортно-эксплуатационными показателями, а также повышением качества обслуживания пользователей автомобильных дорог.
Управленческие задачи в дорожной сфере
Существует программный проект «Информационное обеспечение», в соответствии с которым, на важнейших автомобильных дорогах, в первую очередь, в тех, которые входят в состав международных транспортных коридоров, осуществляется создание и развитие отраслевой информационной системы связи и информатизации с использованием технологий, направленных на своевременное обеспечение рабочих дорожно-эксплуатационных организаций и пользователей необходимой информации, касающейся транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, условий безопасности движения, метеорологических условий, наличия и состояния объектов дорожного сервиса, интенсивности и составе транспортных потоков и пр.
Названная система дает возможность обеспечить информацией медицинские учреждения, охранять правопорядок, содержать в порядке противопожарную службу и пр., что помогает снижать тяжесть последствий ДТП посредством сокращения времени спасения и эвакуации пострадавших, оперативное оказание им первой медицинской помощи. Системой предусмотрено развитие автомобильных центров управления производствами в организациях, которые осуществляют содержание федеральных автомобильных дорог.
В сфере развития информационных систем в дорожном хозяйстве ведется ряд работ:
- создание единой информационной системы в дорожной сфере;
- разработка системы поддержки принятия управленческих решений;
- создание единой унифицированной базы данных, которая должна содержать полную информацию о диагностике, инвентаризации и паспортизации исследуемых автомобильных дорог и дорожных сооружений на этих дорогах, а также всесторонний анализ и последующая оптимизация используемых на сегодняшний день методов и форм сбора, хранения и переработки данных по соответствующим типам работ.
Результаты деятельности в данных направлениях дают возможность исключить параллелизм хранимой информации, а также значительно сократить затраты на сбор и обработку необходимой информации.
Стратегическая отраслевая задача менеджмента с дорожной отрасли – объединить все информационные системы в одну отраслевую территориально-распределительную автоматизированную систему. Одно из первостепенных требований к отраслевым и локальным банкам данных – их обязательная совместимость с создаваемой в дорожной отрасли системой комплексного информационно-телекоммуникационного обеспечения, а также возможность использовать базы данных перекрестно. Перспективное направление развития автоматизированных банков дорожных данных – это их совместное использование геоинформационных технологий, которые дают возможность определить точное местоположение того или иного объекта, его размер, состояние и создать цифровую карту или схему.