Сущность менеджмента на предприятии
Менеджмент – это динамический элемент, которым поддерживается жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента производственные ресурсы так и остаются только ресурсами и никогда не превратятся в производство.
В конкурентных условиях жизнеспособность любого предприятия, а тем более его успех сильно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно поступать – единственное преимущество, которое есть у предприятия в конкурентной экономике.
Менеджмент возник как неотъемлемый, особый и передовой институт, что превратилось в центральное событие в социальной истории ХХ века. Редко когда в истории всего человечества, новый институт мог доказать свою необходимость. Еще реже введение новых институтов вызывало минимум противодействия, беспокойства и дискуссий.
В менеджменте отражен основной спектр убеждений современного общества. Так, в нем отражены убеждения, что средства, которые нужны человеку для жизни, могут контролироваться посредством непрерывного управления экономическими ресурсами, или убеждение в том, что благодаря экономическим изменениям можно повысить благосостояние человека и утвердить социальную справедливость.
Менеджмент, как общественный институт, заботится в первую очередь о производительности ресурсов. Этим объясняется, почему он отвечает за организацию экономического развития, отражая основной экономический дух современной эпохи. На самом деле, менеджмент необходим, поэтому с момента возникновения, он быстро развивался, практически не испытывая какого-либо противодействия.
Комплексная природа менеджмента
Три основные функции менеджмента:
- управление бизнесом;
- управление менеджерами;
- управление работниками и рабочими процессами.
Эти функции могут быть проанализированы, изучены и оценены по отдельности. В каждой функции можно выделить настоящее и будущее временные измерения. Но менеджер в своей повседневной работе данные функции разделить не способен. Также он не способен отделить решение, связанное с текущим моментом, от решения, относящегося к будущему. Любое решение управленца влияет на каждую из трех функций, поэтому все их необходимо учитывать при приятии решений.
Нельзя сказать, что одна из названных функций важнее остальных и что для нее требуется большая квалификация или компетенции исполнителя. Но экономическая эффективность предприятия занимает первое место, так как это цель всего предприятия и причина его существования и осуществления деятельности.
Управление бизнесом первично, так как предприятие – это экономический институт. Но управление менеджерами, работниками и работой играют ничуть не меньшую роль, так как общество не может быть причислено к экономическим институтам, поэтому его заинтересованность в этих двух сферах менеджмента легко объяснима желанием выжить, в связи с тем, что в них отражен ряд основополагающих общественных идеалов и целей.
Финансовый менеджмент – это составная часть менеджмента предприятия. Объект финансового менеджмента – товарно-денежные отношения предприятия с контрагентами извне – предприятиями, организациями, а также контрагентами внутри предприятия – компании холдинга, группы, подразделения предприятия.
К признакам успешного менеджмента, так называемого менеджмента роста, относят:
- видение перспективы;
- опору на собственные силы;
- превращение обстоятельств в возможности;
- ориентацию на конкретные действия;
- концентрацию на главном.
Видение перспективы предполагает наличие некоторого представления о будущем предприятия, которое должно быть достигнуто. Иными словами, это не стратегия с четко определенными шагами и действиями, а некая перспектива, проект будущего компании.
Опора на собственные силы – данный принцип подразумевает правило «деньги к деньгам». Успешные люди поняли, что если нужны деньги на модернизацию предприятия, то последнее, что следует делать – заниматься поисками инвесторов. Ни один состоятельный человек никогда не даст деньги не прибыльному предприятию. То есть необходимо заниматься поиском внутренних резервов и ресурсов.
Превращение обстоятельств в возможности – наиболее характерная черта успешных менеджеров.
Например, на швейном предприятии работает около полутора тысяч швей, которые умеют шить только один тип пиджаков. Это можно считать обстоятельством, которое может выступать как оправдание бездействия. Но менеджерами предприятия это было обращено в возможность: на предприятии трудится полторы тысячи швей, которые качественно выполняют свою работу, а уже менеджеры должны предоставить лекала, оборудование, технологии для изготовления конкурентоспособных вещей.
Ориентация на конкретные действия – успешный менеджер, видя, что что-то способствует или мешает продвижению в избранном направлении, это сразу же трансформируется в конкретный план действий и начинают реализацию этого плана.
Концентрация на главном – менеджеры, стоящие во главе успешных предприятий, научились концентрировать свое внимание на главном. Они понимают, что есть вещи, от которых в наибольшей степени зависит будущее всего предприятия. Успешные менеджеры знают, как сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решении конкретного спектра практических проблем, которые, по их мнению, на данный момент времени являются приоритетными. Например, если директор предприятия считает, что сейчас главное – выполнить экспортный заказ, так как рынок таких товаров считается элитным, и на него тяжело попасть, он будет лично контролировать все, связанное с этим.