Виды техник менеджмента качества
Техники менеджмента качества – это приемы, применяемые предприятием для достижения целей, поставленных в сфере управления качеством.
Техники качества различаются по способу внедрения:
- извне. К этой категории относятся техники, носящие законодательный характер, обязательные для применения. В качестве примеров можно привести федеральный закон «О защите прав потребителей», стандарты и нормативы безопасности зданий, пожарной безопасности и т.д.,
- изнутри. К этой категории относятся техники, которые руководство организации внедряет на основе внутренних документов – положений, нормативных актов, распоряжений, приказов, директив и т.д.
По форме все техники менеджмента качества могут быть разделены на несколько категорий:
- административные техники,
- социально-психологические техники,
- экономические техники,
- технологические техники,
- статистические техники.
Административные техники – это техники, базирующиеся на дисциплине, власти и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения персонала, как чувство долга, осознанная необходимость в дисциплине труда и т.д.
Особенности административных техник:
- прямое воздействие. Административные или регламентирующие акты подлежат исполнению в обязательном порядке,
- соответствие между нормами органов управления и административными методами.
Административные техники представляют собой мощный рычаг достижения поставленной цели, если требуется подчинить коллектив и направить его усилия на решение конкретных управленческих задач.
Административные техники могут выражаться в виде:
- регламентирования,
- делегирования,
- дисциплинирования.
Социально-психологические техники – это техники, базирующиеся на использовании группы факторов, воздействующих на протекающие в трудовом коллективе социально-психологические процессы, в целях решения задач в сфере качества.
Использование социально-психологических техник позволяет сформировать внутрифирменную культуру, обеспечивающую высокое качество продукции. С помощью этих техник закладываются традиции, убеждения, ценности, стиль работы, складывается специфическая внутренняя среда, определяющая стратегический облик компании.
Среди социально-психологических техник выделяются:
- мотивационные,
- воспитательные,
- психологические.
Технологические (или инженерно-технологические) техники менеджмента качества – это техники, обеспечивающие управление качеством технологического процесса и контроль качества выпущенной продукции.
С учетом современного состояния науки и техники по применяемым средствам автоматизации и механизации инженерно-технологические техники делятся на:
- ручные,
- механизированные,
- автоматизированные,
- автоматические.
Экономические техники менеджмента качества – это техники, реализуемые за счет создания экономических условий, мотивирующих коллективы и отдельных работников систематические обеспечивать и повышать требуемый уровень качества.
Экономические техники позволяют не только повысить качество, но и снизить себестоимость.
Статистические техники ориентированы на контроль качества в динамике с помощью методов статистики.
Способы реализации техник менеджмента качества
Способы реализации административных техник:
- материальная ответственность. Если работники причиняют вред своим виновным бездействием или действием, они обязаны возместить нанесенный ущерб. Речь идет как об ущербе, нанесенном самому предприятию, так и об ущербе, нанесенном третьим лицам, если его сначала возместило предприятие,
- дисциплинарная ответственность. Если работник противоправно не исполняет или ненадлежаще исполняет трудовые обязанности, возникает дисциплинарный проступок или нарушается трудовое законодательство, к нему применяются меры дисциплинарной ответственности и соответствующие дисциплинарные взыскания,
- административная ответственность. Если работник совершает административное правонарушение, к нему применяются меры административной ответственности, такие как предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, возмездное изъятие или конфискация предметов.
Способы реализации социально-психологических методов:
- повышение ответственности, самодисциплины, творческой активности, инициативы каждого члена коллектива и коллективов, связанных с управлением качеством, в целом,
- моральное стимулирование высококачественного труда, высокого уровня качества результатов труда,
- улучшение сформированного в коллективе психологического климата, в том числе ликвидация конфликтных ситуаций, оптимизация стиля управления качеством, обеспечение психологической совместимости коллег (в том числе учет психологической совместимости на стадии подбора и отбора сотрудников),
- учет психологических особенностей, индивидуальных личностных качеств персонала при обеспечении качества,
- мотивация сотрудников на достижение высокого уровня качества,
- сохранение и развитие традиций организации по обеспечению требуемого качества,
- вовлечение каждого члена трудового коллектива в процессы управления качеством.
Способы реализации экономических методов:
- финансирование управления качеством (вложения в разработки и исследования, соизмерение результатов и затрат),
- экономическое стимулирование повышения эффективности производственных процессов,
- бизнес-планирование в части создания новой (совершенствования имеющейся) продукции,
- ценообразование с учетом показателей качества продукции,
- материальное стимулирование персонала.
Способы реализации статистических методов:
- линия 20/80 (диаграмма Парето), отражающая принцип Парето («20% усилий дает 80% результата, остальные 80% усилий – лишь 20% результата»),
- гистограммы,
- контрольные карты,
- схемы Исикавы («рыбья кость»).