Современные модели лидерства
Концепция атрибутивного лидерства базируется на теории атрибуции, которая объясняет причинно-следственные связи между произошедшим событием и тем, что считается причиной события.
Атрибутивный подход к лидерству основан на том, что выводы лидера, так же как и поведение подчиненных, объясняется реакцией лидера на поведение своих работников. Лидер, при наблюдении за работой подчиненных, получает информацию о качестве выполнения своих поручений. Он делает собственные выводы, касательно поведения каждого подчиненного и выбирает стиль своего поведения так, чтобы уметь адекватно реагировать на поведение подчиненного.
Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, из-за которых возникла ситуация, усилит лидерское понимание и способность предсказывать реакцию людей на ситуацию. Концепции и модели, которые разрабатываются в рамках этой модели, стремятся дать ответ на вопрос, почему люди ведут себя именно так, а не иначе. При этом учитывают то, что лидер, преимущественно, не имеет возможности наблюдать непосредственно за работой подчиненного.
Лидер в поиск причин стремится получить три разных типа информации, касающейся поведения подчиненного, степень его отличия, последовательности и степень уникальности:
- Во-первых, лидер ищет информацию, позволяющую понять связь между указанием и работой, с позиции того, насколько данное поведение может быть приписано отличительным особенностям поручения.
- Во-вторых, лидер интересуется тем, насколько подчиненные последователем в проявлении своего поведения или насколько часто такой тип поведения у него проявляется.
- В-третьих, лидер учитывает, насколько другие подчиненные поддерживают такое поведение. То есть является ли оно уникальным или отмечается у многих.
Концепция харизматического лидера
Харизма – это форма влияния на других посредством личностной привлекательности, которая вызывает поддержку и признание лидерства, чем обеспечивается власть над подчиненными обладателю харизмы. Харизма в качестве источника лидерской власти относится к власти примера, которая связана со способностью руководителя оказывать влияние на подчиненных в связи со своими личными качествами и стилем руководства.
Концепция преобразующего лидерства
Преобразующее или реформаторское лидерство имеет много общих черт с харизматическим лидерством. Лидер-реформатор мотивирует работников через повышение уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленных целей, предоставить им возможности совмещения своих личных интересов и общей цели, создавать атмосферу доверительности и убеждения, необходимости саморазвития.
Лидер-реформатор – это преобразователь, но не спаситель, он проявляет творчество, но не чудо, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет своих подчиненных от одного результата к другому, а не просто обещает, ориентирует работников на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться самому посредством развития.
У данной модели есть ряд ограничительных моментов:
- во-первых, лидеру необходимо оказывать на подчиненных воздействие посредством привлечения их к участию в управлении, являясь самому частью группы организации;
- во-вторых, атмосферой доверия развивается сильная взаимозависимость лидера и подчиненных, что вызывает серьезную опасность того, что руководитель окажется окружен соглашателями, или руководитель будет идти на поводу у подчиненных.
Личные способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
На сегодняшний день компании настолько выросли, что единичное управление ими стало практически невозможным. Руководители обрели ряд внешних функций, включая взаимодействие с партнерами, профсоюзами, государственными и политическими деятелями. Каждое направление курирует отдельный менеджер, поэтому глава корпорации – менеджер-организатор, основной обязанностью которого является координирование деятельности группы менеджеров.
При выполнении этих обязанностей современный менеджер играет несколько ролей:
- роль управляющего, облеченного властью, руководящим большим коллективом людей;
- роль лидера, способного вести за собой работников, с использованием своего авторитета, высокого профессионализма, положительных эмоций;
- роль дипломата, который устанавливает контакты с партнерами и властями, успешно преодолевая внутренние и внешние конфликты;
- роль воспитателя, обладающего высокими нравственными качествами, способный создавать коллектив и направлять его развитие в нужном направлении;
- роль инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющих оценивать и без промедления внедрять в производство те или иные изобретения, либо рационализаторские предложения;
- роль простого человека, обладающего высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительность характера и вместе с тем рассудительностью, то есть он может быть образцом для окружающих во всех отношениях.
В процессе управления менеджером осуществляется ряд конкретных функций, к которым относят:
- организацию и планирование коллективной деятельности и своей собственной работы;
- распределение заданий и инструктаж подчиненных;
- контроль за подчиненными;
- подготовку и чтение отчетов;
- проверку и оценку результатов работы;
- ознакомление со всеми новинками в мире вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;
- ознакомление с текущей корреспонденцией;
- ответы на звонки и прием посетителей;
- проведение собраний и представительство;
- заполнение отчетов;
- ведение переговоров;
- повышение квалификации.
В нашей стране в современных условиях часто все обозначенные проблемы ложатся на плечи одного человека, который выступает в роли лидера.
Люди следуют за лидером в первую очередь потому, что он может предложить им средства по удовлетворению им важнейших потребностей, указав нужное направление деятельности.
Власть лидера основана на хорошем знании подчиненных, умении ставить себя на их место, проводить анализ ситуации, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремление самосовершенствоваться, вселять уверенность в подчиненных, сознавать необходимость совершения тех или иных поступков.