Общая характеристика личностного аспекта взаимодействия человека и организационного окружения
Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения – это совокупность поведенческих, мировоззренческих, когнитивных и социальных проявлений взаимодействия между индивидом и его организационным окружением.
Каждый человек уникален: различия между людьми проявляются во всем многообразии характеристик. Например, если сравнить двух людей, они могут отличаться:
- по полу,
- по возрасту,
- по росту,
- по весу,
- по родному языку (и вообще языкам, которыми владеют),
- по полученному образованию,
- по системе приоритетов и ценностей и т.д.
Разные люди по-разному ведут себя в одной и той же ситуации, по-разному совершают одинаковые действия. С одной стороны, благодаря такому разнообразию человек и является человеком (а не машиной, аналогичной всем выпущенным в одной серии с ней). Это позволяет организации существенно расширить возможности и потенциал. С другой стороны, это разнообразие приводит к возникновению трудностей в управлении организацией, порождает конфликты и проблемы в процессе взаимодействия индивида и его организационного окружения.
Основополагающие личностные начала человеческого поведения:
- восприятие,
- критериальная основа,
- мотивация.
Восприятие человеком организационного окружения
Под восприятием понимают процесс получения информации из окружения, а также последующую ее обработку.
Сама структура процесса восприятия у всех людей одинакова:
- на входе информация получается из внешней среды,
- затем информация обрабатывается, преобразуется к определенному порядку,
- на выходе – информация, которая заключает в себе представления личности об окружающей ее среде. Эта информация формирует основу действий человека, представляет собой исходный материал для определения поведения.
Хотя схема процесса для всех одинакова, каждый человек по-своему воспринимает действительность. Даже если на входе у нескольких человек имеются идентичные сведения, на выходе у каждого будет получена собственная информация.
В восприятии человеком организационного окружения можно выделить два важных процесса:
- отбор информации,
- систематизация информации.
Каждый из этих процессов у разных людей имеет как общие черты, так и особенности, определяемые индивидуальными свойствами личности.
На этапе отбора человек использует доступные ему каналы получения информации, но воспринимает с их помощью не все поступающие сигналы. Отбор информации производится под действием различных факторов:
- возможностей органов чувств,
- отношения к происходящему,
- предыдущего опыта,
- ценностей,
- настроения и т.д.
Наглядный пример: группа студентов сидит на лекции. Один студент не может рассмотреть, что преподаватель пишет на доске, другой отвлекается на разговор с соседом по парте, а третий внимательно слушает. Находясь в одинаковых условиях аудитории, эти студенты вынесут разный объем информации. Механизм отбора чрезвычайно важен, поскольку он защищает мозг от перегрузок – но, с другой стороны, он может привести к потере значимой информации.
Систематизация информации осуществляется двумя способами:
- логическая обработка информации (преобразование на основе логических операций),
- чувственная обработка информации (на основе чувств, предпочтений, эмоций, убеждений).
Итак, хотя в целом и отбор, и систематизация информации производятся на основе определенных принципов, каждый человек имеет индивидуальные особенности протекания этих процессов. Это всегда делает восприятие индивидуальным и субъективным. Поэтому для эффективного взаимодействия с человеком и управления им важно хотя бы в общем виде знать то, каковы характерные черты восприятия этим человеком действительности.
Критериальная основа поведения
Под критериальной основой поведения понимают те устойчивые личностные характеристики, которые влияют на принятие решений, определяют выбор человека того или иного стиля поведения.
На решения относительно поведения влияет множество факторов:
- цели человека,
- условия, в которых происходят действия,
- личные возможности,
- динамика процессов, происходящих в окружении,
- настроение и т.д.
Тем не менее, несмотря на действие ряда внешних факторов, поведение отдельного человека имеет определенную предсказуемость и стабильность, опирается на присущие именно этому индивиду принципы поведения, предпочтения и критерии выбора, внутренние запреты и так далее. При этом в идентичных ситуациях разные люди могут принять совершенно разные решения, что также обусловлено различиями в их критериальных базах.
Критериальная база человеческого поведения включает ряд компонентов:
- расположение к людям, процессам и событиям,
- разделяемые данным человеком ценности,
- набор верований,
- принципы, которым человек следует.
Каждый человек несет в себе индивидуальное начало, что-то, делающее его исключительным и индивидуальным. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.
На индивидуальность человека влияют три группы факторов:
- физиологические особенности и наследственность (к этой группе относится внешность, физиологические реакции, некоторые поведенческие черты),
- факторы, зависящие от окружения (культура, принадлежность к конкретным социальным группам, жизненный опыт),
- особенности и черты характера.
Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения должен учитывать все индивидуальные характеристики человека – как прямо влияющие на его взаимодействие с организацией, так и определяющие поведение косвенным способом.