Функции и цели кризис-менеджмента
Кризис-менеджмент – это подход к управлению, учитывающий специфику кризисных ситуаций, ориентированный на реализацию открывающихся в ходе кризиса возможностей и минимизацию негативных последствий.
В рыночной экономике кризис воспринимается как нормальное явление, связанное с экономическими циклами. На микроуровне (уровне отдельной организации) основными проявлениями кризиса служат:
- нарушение финансовой устойчивости,
- убыточность,
- неплатежеспособность.
Если компания не выполняет свои долговые обязательства, она становится неплатежеспособной вплоть до признания банкротом. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо проведение мероприятий в рамках кризис-менеджмента.
К основным функциям кризис-менеджмента относятся:
- выявление в функционировании предприятия признаков начала кризисной ситуации,
- оценка вероятности, что наступит кризисная ситуация, а также прогнозирование ее последствий,
- разработка стратегии по преодолению кризиса,
- ликвидация возникающих негативных последствий,
- недопущения новых кризисов на перспективу.
Таким образом, кризис-менеджмент может восприниматься как совокупность управленческих решений и проводимых мероприятий, ориентированных на:
- выявление и ликвидацию кризисных явлений,
- определение причин возникновения кризиса,
- профилактика кризисных ситуаций в будущем.
При этом в механизме кризис-менеджмента должны быть заложены возможности не только для ликвидации последствий кризисной ситуации, но и для решения задач, возникающих в посткризисный период и определяющих дальнейшие пути развития бизнеса, повышение его конкурентоспособности и инновационности.
Кризис-менеджмент может трактоваться по-разному. Это связано с двойственностью кризисной природы. Кризис может как разрушать, так и созидать. Созидательная функция обусловлена формированием предпосылок для будущего роста и складывания новой модели развития. Разрушительная функция требует рассматривать кризис как ситуацию, угрожающую существованию организации. В таком контексте следует относиться к кризисной ситуации как к явлению, которое нужно локализовать и преодолевать для сохранения жизнедеятельности организации. Рассмотрение кризиса как явления, провоцирующего формирование новой стратегии развития, предполагает более позитивное восприятие. В таком случае кризис-менеджмент включает в себя не только борьбу с кризисом, но и реструктуризацию бизнеса для адаптации к новой социально-экономической ситуации.
Базовые предпосылки осуществления кризис-менеджмента:
- существует возможность предвидеть кризисы, а также влиять на них – вызывать, отодвигать, предварять, ускорять, смягчать,
- кризисы требуют предварительной подготовки,
- есть способы эффективного управления кризисными процессами,
- специальные технологии служат для управления в условиях кризиса,
- негативные социально-экономические последствия кризиса можно минимизировать.
Нельзя указать стандартный набор методов, подходов и процедур, универсально применимых в кризис-менеджменте. Каждый конкретный случай и каждая ступень развития кризисной ситуации обладают своей уникальностью. Инструментарий кризис-менеджмента в значительной степени определяется индивидуальными возможностями организации, траекториями и циклами ее развития, воздействием внешней среды. Кризис-менеджмент отдельной организации по своей сути входит в стратегическое управление, обеспечивающее перспективную конкурентоспособность.
Виды кризис-менеджмента
В зависимости от того, на каком этапе развития находится нестабильная ситуация, применяют следующие виды кризисного менеджмента:
- Ранний кризисный менеджмент, ориентированный на предотвращение кризиса и создание потенциала прибыльности при ухудшении позиций компании на рынке, снижении спроса или реализации рисков потери рыночной доли. Такой менеджмент по сути является регулярным менеджментом, дополненным некоторыми специализированными функциями,
- Опережающий кризисный менеджмент нужен, когда имеются слабые сигналы, указывающие на угрозу кризиса, в случае потери конкурентоспособности организации в общем или ее продукции. В нем сочетаются функции регулярного и кризисного менеджмента (приблизительно в равных долях). Целью проведения мероприятий в рамках такого менеджмента является избежание кризиса неплатежей,
- Кризисный менеджмент в период несостоятельности применяется, если возникает финансовая неустойчивость, связанная с потерей прибыльности и неплатежеспособностью. Собственные функции такого менеджмента дополняются оперативными функциями регулярного управления. Он предназначен для того, чтобы восстановить утраченную устойчивость компании, реализовать возможность сохранения бизнеса,
Кризисный менеджмент на этапе банкротства применяется, если в организации имеет место хроническая неустойчивость и потеря платежеспособности. Этот вид менеджмента может вводиться после того, как арбитражный суд признает организацию банкротом. Регулярное управление в этом случае отсутствует, реализуются исключительно функции кризисного менеджмента. В качестве его целей можно указать:
- удовлетворение требований кредиторов,
- сохранение рабочих мест,
- сохранение целостности организации как комплекса имущества,
- сохранение возможности ведения экономической деятельности.
В последние годы в качестве перспективного варианта кризисного менеджмента рассматривается проектный кризисный менеджмент. Этим термином обозначают механизм управления социально-экономическими системами в кризисных ситуациях, основанный на принципах проектного управления. Благодаря применению этого типа управленческой деятельности можно добиться заданных результатов в нестабильных ситуациях. Проектный менеджмент в кризисной ситуации позволяет повысить эффективность разработки и реализации антикризисной стратегии.