Сущность и задачи коучинга
Бизнес-коучинг (от английского coaching – наставничество) – система взаимоотношений специалиста по развитию бизнеса и повышению мотивации и клиентом, которая выражается в поддержке человека по получению им определенного результата, которого он добивается.
Изначально как способ консультирования, коучинг появился из спорта, и далее стал использоваться в менеджменте как бизнес-коучинг. Он необходим в большинстве своем для малого и среднего бизнеса, в которых сам бизнес находится в руках одного управляющего. Таким образом, в таком случае задачей коучинга выступает анализ решения менеджера. Также зачастую менеджеры не разделяют бизнес и личную жизнь, и эти аспекты являются взаимозависимыми, и коучеру необходимо выявить связь принимаемых решений и личной жизни и проанализировать ситуацию.
Так, главными задачами коучинга являются следующие:
- Разрешение проблемных ситуаций при помощи вопросов, интуиции, обучения, внимательного выслушивания клиента
- Мотивация клиента к самообучению
- Помощь в принятии финального решения
- Раскрытие потенциала клиента
- Увеличение силы мотивации клиента
Принципы коучинга
Прежде всего, выделяют пять главные принципов коучинга согласно Милтону Эриксону:
- Первоначально с людьми все в порядке, нет цели их чинить, у каждого внутри существует гений
- Каждый обладает пакетом всех необходимых ресурсов, для того, чтобы достичь поставленные цели
- Все имеют возможность научиться тому, что им необходимо
- Всегда, в любой момент, человек делает наилучший выбор для себя из списка возможных
- Каждое действие сопровождается позитивным намерением
Важный принцип коучинга – это конфиденциальность. Только при конфиденциальности можно реализовать задачи коучинга и создать пространство безопасности для поиска необходимых ответов. Коучинг является работой в парах и разделением ответственности. Следующим принципом является отсутствие необходимости советов от коуча, его цель – получить ответы на сильные и важные вопросы. Коуч обладает безоценочной позицией, должен принимать взгляды клиента такими, какие они есть на самом деле.
Коуч выполняет работу как с настоящим, так и с будущим клиента, он помогает развивать то, что клиент может. Но также создает почву для развития потенциала, формирования новых возможностей, другим словами, помогает быть лучше остальных, а также прыгнуть выше собственной головы.
Также коучинг обладает сильным акцентом на действия, а не просто на построение планов. Вся жизнь является движением и рвением к цели.
Преимущества коучинга как результат выполнения задач
Существует множество плюсов, которые клиент получает от процесса коучинга. Среди них выделяют главные:
- Увеличение эффективности. Коучинг помогает в определении лучших качеств клиентов, что редкость при традиционном инструктаже
- Увеличение скорости обучения. Коучинг ускоряет обучение, улучшает его и позволяет клиентам развиваться прямо на работе, не тратя на это дополнительное время
- Усовершенствование взаимоотношений. Коучинг предполагает взаимную беседу, а также интерес к реакциям собеседника, выражение ценности мнения и уважения
- Экономия временных затрат начальника. Сотрудники могут стать более самостоятельными, что, в свою очередь, разгружает время начальника.
- Увеличение количества креативных идей. Атмосфера коучинга увеличивает творческую составляющую клиента, одновременно уменьшая страх насмешки со стороны.
- Оптимальность использования ресурсов, навыков сотрудников
- Увеличение гибкости, а также умения приспособления к сменам внешней среды
- Улучшение мотивации персонала. Благодаря коучингу, клиент обретает максимальный стимул к достижению целей.