Понятие корпоративной культуры в организации
Корпоративная культура в организации – это модель поведения, действующая внутри организации, сформированная в ходе ее функционирования и поддерживаемая всем коллективом (всеми его членами).
Корпоративная культура – это бесценный ресурс для любой организации. Она может служить незаменимым инструментом маркетинга и эффективным средством для управления персоналом. Если корпоративная культура развита, то она формирует имидж предприятия, а также играет значительную роль при построении бренда. В современных рыночных реалиях, когда любой бизнес для достижения успеха должен быть клиентоориентированным или даже клиентоцентрированным, открытым и узнаваемым, это крайне важно.
Корпоративная культура может быть сформирована одним из двух способов:
- спонтанно, или стихийно, на основе выбранных самими сотрудниками коммуникационных моделей,
- целенаправленно.
Опасность стихийной культуры состоит в том, что она плохо поддается контролю и коррекции, сложно что-то исправить в ней. Поэтому руководство должно уделять большое внимание внутренней культуре, процессам ее формирования (а при необходимости – внесения изменений).
В основе корпоративной культуры должна лежать философия организации, предопределяющая систему ценностей и остальные аспекты культуры. Ключевыми элементами корпоративной культуры являются:
- видение по вопросам развития компании (в каком направлении движется организация, какие у нее стратегические цели),
- система ценностей (аспекты, наиболее важные для компании),
- история и традиции (привычки и ритуалы, сложившиеся за время работы компании),
- поведенческие нормы (этический кодекс компании, содержащий правила поведения для сотрудников в различных ситуациях – бывают разной степени детализированности и конкретности, от общих принципов до детально проработанных скриптов),
- корпоративный стиль (как должны выглядеть офисы компании, фирменные символы, сувенирная продукция, дресс-код для работников),
- взаимоотношения (способы, правила осуществления коммуникаций между подразделениями компании и отдельными сотрудниками в рамках иерархической системы),
- вера и единство в команде, позволяющие достигать общих целей,
- политика построения общения с партнерами, клиентами и конкурентами,
- люди (работники, разделяющие корпоративные ценности организации).
Функции корпоративной культуры организации
Внутренняя корпоративная культура выполняет несколько функций, которые в совокупности существенно влияют на эффективность и конкурентоспособность компании:
- имиджевая. Если в компании сильна внутренняя корпоративная культура, это помогает созданию положительного внешнего образа. Соответственно, организация будет привлекательной как для клиентов (новых и уже действующих, у которых будет усиливаться лояльность), так и для потенциальных сотрудников, что позволит отобрать лучших в своей сфере, привлечь высококвалифицированных специалистов,
- мотивационная. Корпоративная культура может вдохновлять людей достигать поставленные цели, качественно выполнять свои рабочие обязанности. И наоборот – если в компании действует дух «и так сойдет», процветает халтура, то вновь принятый работник, изначально мотивированный на продуктивную деятельности, «заразится» этой атмосферой,
- вовлекающая. Благодаря корпоративной культуре отдельные члены коллектива вовлекаются в жизнь компании. Большинство людей проводят на работе очень много времени, это существенная часть жизни, и это времяпрепровождение редко ограничивается чисто механическим выполнением обязанностей,
- идентифицирующая. Корпоративная культура способствует развитию ощущения собственной ценности, включенности в команду, самоидентификации работников,
- адаптивная. Если корпоративная культура положительная, то новым работникам легче вливаться в коллектив,
- управленческая. Благодаря корпоративной культуре формируются нормы и правила управления подразделениями компании, командой работников,
- системообразующая. На основе корпоративной культуры формируется системная, упорядоченная и эффективная работа подразделений.
Как отдельная функция корпоративной культуры может быть рассмотрена маркетинговая функция. Исходя из целей, миссии и философии организации складывается стратегия рыночного позиционирования, формируется стиль общения с целевой аудиторией и действующими клиентами.
Типология корпоративных культур
В современном бизнесе можно выделить несколько популярных моделей корпоративных культур:
- ролевая модель. Она предполагает построение отношений на распределении обязанностей и четких правилах. У каждого сотрудника – роль сродни маленькому винтику в большой машине. Имеется четкая иерархия, строгие должностные инструкции, нормы, формализованные коммуникации, дресс-код,
- dream team. В командной модели должностные инструкции и конкретные обязанности отсутствуют, действует горизонтальная иерархия с отсутствием подчинения (все работники – это равноценные игроки одной команды),
- семья. В этой модели действует теплая дружеская атмосфера. Вся компания похожа на большую семью, а начальство выполняет роль наставников, готовых дать совет. Для этих моделей типична преданность традициям, общность, сплоченность и ориентированность на клиентов, люди рассматриваются как главная ценность,
- рыночная модель. Эта культура характерна для компаний, ориентированных на получение максимальной прибыли. В коллективе собираются целеустремленные, амбициозные люди, активно борющиеся друг с другом за преференции (выгодные заказы, премии, повышение). Человек для компании ценен только до тех пор, пока приносит ей прибыль,
- фокус на результат. Эта модель отличается гибкостью, стремлением к развитию. Главная ценность – реализация проекта, достижение результата, укрепление рыночных позиций.