Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Контроллинг как система управления достижением конечных целей и результатов деятельности предприятия

Общая характеристика контроллинга как системы управления

Определение 1

Контроллинг - это система управления достижением конечных целей предприятия.

Человек, впервые слышащий слово «контроллинг» как правило связывает его с понятием контроля. Но это нечто отличное, можно сказать противоположное ему. Контроль смотрит в прошлое, работает на выявление проблем, просчетов, отклонений и ошибок и предполагает поиск виновных. Контроллинг же - управление будущим для получения беспроблемного действия компании и ее структурных подразделений. Службы контроллинга планируют как осуществлять текущее управление таким образом, чтобы наверняка не допустить ошибок и просчетов как в будущем, так и в настоящем.

Сначала под контроллингом понималась совокупность задач бухгалтерии и учета, а контроллер был главным бухгалтером. Позже это понятие стали понимать шире: к сфере контроллинга отнесли финансовый контроль и улучшение использования финансовых источников. Сейчас же контроллинг определяется как система управления достижением итоговых целей и результатов деятельности организации, то есть в экономическом отношении, как систему управления доходами предприятия.

Главной причиной появления и внедрения концепции контроллинга явилась нужда в системной̆ интеграции разных элементов управления бизнес- процессами в организационной системе. Контроллинг дает инструментальную и методическую базу для поддержки менеджмента: контроля, планирования, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия каких-либо решений. Но контроллинг автоматически не обеспечивает успех компании, освобождая управленцев от функций менеджмента.

Ключевыми узлами системы контроллинга считаются:

  • ориентация на корректную работу компании в долговременной перспективе - философия доходности;
  • формирование структуры фирмы, нацеленной на достижение стратегических и тактических целей̆;
  • создание информационной̆ среды, соответствующей задачам целевого менеджмента;
  • расчленение заданий контроллинга на циклы, обеспечивающие итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.
«Контроллинг как система управления достижением конечных целей и результатов деятельности предприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Цикл контроллинга состоит из итеративных этапов планирования, контроля исполнения и принятия нужных решений. Этап планирования происходит по технологии "встречных потоков": сначала планирование производится "сверху вниз", затем идет встречный̆ поток "снизу вверх". Соответственно, одна из задач контроллинга - разработка системы корректировки плановых целей, структурирование отдельных планов и сведение их в один проект по предприятию.

Контроль отклонений факта от плана подразумевает анализ фактических данных по контролируемым величинам и разработку мероприятий по удалению отклонений. При этом каждый сотрудник компании обязан самостоятельно действовать в пределах определённой ему области задач. Если отклонения превышают его компетенцию, работник обращается на более высокий уровень менеджмента.

В любой конкретной ситуации службы контроллинга зависят от многих факторов, но можно составить некий перечень базовых функций и задач контроллинга.

Основные функции и задачи контроллинга

Учет:

  • Сбор и обработка информации;
  • Разработка и ведение системы внутреннего учета;
  • Стандартизация методов и систем оценки деятельности компании и ее филиалов.

Планирование:

  • Информационная поддержка при составлении основных планов (производства, продаж, закупок, инвестиций);
  • Создание всей структуры системы планирования;
  • Определение потребности в информатизации и периодов для отдельных пунктов планирования;
  • Координация оборота информации;
  • Координация и агрегирование некоторых задач по времени и наполнению;
  • Контроль рассматриваемых планов на состоятельность и выполнимость;
  • Создание сводного плана компании.

Контроль и регулирование:

  • Определение параметров для временного и содержательного контроля;
  • Сравнение прогнозируемых величин с реальными для оценки степени выполнения задач;
  • Определение допустимых отклонений от нормы;
  • Анализ отклонений и принятие решений по их удалению;
  • Информационно-аналитическое сопровождение;
  • Создание структуры информационной системы;
  • Унифицирование информационных носителей и каналов;
  • Оцифровка материалов, позволяющих контролировать и управлять компанией;
  • Сбор и структурирование наиболее нужных для компании данных;
  • Создание инструментов для контроля, планирования и реализации решений;
  • Обсуждение и консалтинг корректирующих решений и мероприятий;
  • Гарантия экономичности построенной информационной структуры.

Специальные функции:

  • Сбор и анализ положения и процессов внешней среды организации;
  • Анализ конкурентов;
  • Аргументирование процессов открытия или закрытия филиалов, слияния с другими компаниями;
  • Выполнение расчетов для нетипичных заказов;
  • Расчеты эффективности инвестиций.

Основываясь на этом списке функций и задач контроллинга, можно вполне ясно представить себе область его применения. Количество используемых функций контроллинга зависит в большинстве своем от следующих факторов:

  • экономического состояния компании;
  • понимания менеджментом или владельцами компании полезности и важности своевременного внедрения функционала контроллинга;
  • размеров компании (сотрудники, производство);
  • степени диверсификации производства, количества выпускаемой продукции;
  • уровня конкуренции на рынке;
  • подготовки менеджмента и других управленцев;
  • квалификации сотрудников службы контроллинга.

Задачи и функции контроллинга часто дополняются и преобразуются по содержанию, меняется степень значимости конкретных задач. Например, великая экономическая депрессия 30-х годов прошлого века показала американским управленцам значимость хорошего учета и планирования для длительной жизни предприятия. До этого же им не придавали нужного значения. Середина 30-х годов в США была периодом жесткого роста количества компаний, внедряющих принципы и философию контроллинга.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в Европе многие компании обанкротились, и управленцы поняли нужность внедрения современных инструментов планирования и управления. Большие организации занялись децентрализацией̆ менеджмента, и это сразу повлекло за собой улучшение системы координации деятельности хозяйственных единиц. Появилась нужда в создании информационных систем, обеспечивающих управленцев свежей корректной информацией о ситуации на предприятии в различных сферах его деятельности. Так определился основной круг обязанностей служб контроллинга.

Дата написания статьи: 31.05.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot