Общая характеристика контроллинга как системы управления
Контроллинг - это система управления достижением конечных целей предприятия.
Человек, впервые слышащий слово «контроллинг» как правило связывает его с понятием контроля. Но это нечто отличное, можно сказать противоположное ему. Контроль смотрит в прошлое, работает на выявление проблем, просчетов, отклонений и ошибок и предполагает поиск виновных. Контроллинг же - управление будущим для получения беспроблемного действия компании и ее структурных подразделений. Службы контроллинга планируют как осуществлять текущее управление таким образом, чтобы наверняка не допустить ошибок и просчетов как в будущем, так и в настоящем.
Сначала под контроллингом понималась совокупность задач бухгалтерии и учета, а контроллер был главным бухгалтером. Позже это понятие стали понимать шире: к сфере контроллинга отнесли финансовый контроль и улучшение использования финансовых источников. Сейчас же контроллинг определяется как система управления достижением итоговых целей и результатов деятельности организации, то есть в экономическом отношении, как систему управления доходами предприятия.
Главной причиной появления и внедрения концепции контроллинга явилась нужда в системной̆ интеграции разных элементов управления бизнес- процессами в организационной системе. Контроллинг дает инструментальную и методическую базу для поддержки менеджмента: контроля, планирования, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия каких-либо решений. Но контроллинг автоматически не обеспечивает успех компании, освобождая управленцев от функций менеджмента.
Ключевыми узлами системы контроллинга считаются:
- ориентация на корректную работу компании в долговременной перспективе - философия доходности;
- формирование структуры фирмы, нацеленной на достижение стратегических и тактических целей̆;
- создание информационной̆ среды, соответствующей задачам целевого менеджмента;
- расчленение заданий контроллинга на циклы, обеспечивающие итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.
Цикл контроллинга состоит из итеративных этапов планирования, контроля исполнения и принятия нужных решений. Этап планирования происходит по технологии "встречных потоков": сначала планирование производится "сверху вниз", затем идет встречный̆ поток "снизу вверх". Соответственно, одна из задач контроллинга - разработка системы корректировки плановых целей, структурирование отдельных планов и сведение их в один проект по предприятию.
Контроль отклонений факта от плана подразумевает анализ фактических данных по контролируемым величинам и разработку мероприятий по удалению отклонений. При этом каждый сотрудник компании обязан самостоятельно действовать в пределах определённой ему области задач. Если отклонения превышают его компетенцию, работник обращается на более высокий уровень менеджмента.
В любой конкретной ситуации службы контроллинга зависят от многих факторов, но можно составить некий перечень базовых функций и задач контроллинга.
Основные функции и задачи контроллинга
Учет:
- Сбор и обработка информации;
- Разработка и ведение системы внутреннего учета;
- Стандартизация методов и систем оценки деятельности компании и ее филиалов.
Планирование:
- Информационная поддержка при составлении основных планов (производства, продаж, закупок, инвестиций);
- Создание всей структуры системы планирования;
- Определение потребности в информатизации и периодов для отдельных пунктов планирования;
- Координация оборота информации;
- Координация и агрегирование некоторых задач по времени и наполнению;
- Контроль рассматриваемых планов на состоятельность и выполнимость;
- Создание сводного плана компании.
Контроль и регулирование:
- Определение параметров для временного и содержательного контроля;
- Сравнение прогнозируемых величин с реальными для оценки степени выполнения задач;
- Определение допустимых отклонений от нормы;
- Анализ отклонений и принятие решений по их удалению;
- Информационно-аналитическое сопровождение;
- Создание структуры информационной системы;
- Унифицирование информационных носителей и каналов;
- Оцифровка материалов, позволяющих контролировать и управлять компанией;
- Сбор и структурирование наиболее нужных для компании данных;
- Создание инструментов для контроля, планирования и реализации решений;
- Обсуждение и консалтинг корректирующих решений и мероприятий;
- Гарантия экономичности построенной информационной структуры.
Специальные функции:
- Сбор и анализ положения и процессов внешней среды организации;
- Анализ конкурентов;
- Аргументирование процессов открытия или закрытия филиалов, слияния с другими компаниями;
- Выполнение расчетов для нетипичных заказов;
- Расчеты эффективности инвестиций.
Основываясь на этом списке функций и задач контроллинга, можно вполне ясно представить себе область его применения. Количество используемых функций контроллинга зависит в большинстве своем от следующих факторов:
- экономического состояния компании;
- понимания менеджментом или владельцами компании полезности и важности своевременного внедрения функционала контроллинга;
- размеров компании (сотрудники, производство);
- степени диверсификации производства, количества выпускаемой продукции;
- уровня конкуренции на рынке;
- подготовки менеджмента и других управленцев;
- квалификации сотрудников службы контроллинга.
Задачи и функции контроллинга часто дополняются и преобразуются по содержанию, меняется степень значимости конкретных задач. Например, великая экономическая депрессия 30-х годов прошлого века показала американским управленцам значимость хорошего учета и планирования для длительной жизни предприятия. До этого же им не придавали нужного значения. Середина 30-х годов в США была периодом жесткого роста количества компаний, внедряющих принципы и философию контроллинга.
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в Европе многие компании обанкротились, и управленцы поняли нужность внедрения современных инструментов планирования и управления. Большие организации занялись децентрализацией̆ менеджмента, и это сразу повлекло за собой улучшение системы координации деятельности хозяйственных единиц. Появилась нужда в создании информационных систем, обеспечивающих управленцев свежей корректной информацией о ситуации на предприятии в различных сферах его деятельности. Так определился основной круг обязанностей служб контроллинга.