Контроль - ведущая функция управления. Когда менеджмент организации ставит определенные цели, то контроль является процессом, который обеспечивает достижение обозначенной цели.
Главная задача контроля – оценить результаты работы организации.
Среди основных причин необходимости контроля можно назвать:
- наличие неопределенности, сложности и динамичности среды;
- необходимость предупреждения появления кризисной ситуации через обнаружение ошибочных действий и несоответствий до того, как предприятию будет нанесен ощутимый вред;
- поддержание высокого результата через сопоставление фактических показателей плановым и оценку темпов продвижения фирмы к намеченной цели.
В конкретной ситуации содержание контрольной функции определяет структура и содержание остальных функций управления (планирования, организация, мотивация). Одновременно утвержденная система контроля также оказывает влияние на содержание функций планирования, организации, мотивации.
Функции контроля в системе управления
Среди основных функций контроля в управлении организацией можно выделить следующие:
- диагностическая функция, помогающая изучению реального положения дел внутри организации;
- стимулирующая функция, предполагающая вознаграждение или наказание работников по результатам контроля, что стимулирует более эффективное и качественное выполнение должностных обязанностей;
- коммуникативная функция, помогающая установление и поддержке обратной связи;
- ориентирующая функция, позволяющая помогает выявить, на что следует обращать особенное внимание;
- корректирующая функция, способствующая исправлению ошибок и улучшению дальнейшей работы с учетом полученных данных.
Роль функции контроля в управлении
Как функция управления контроль предполагает наличие тесной взаимосвязи с планированием, организацией и мотивацией рабочих процессов.
Связь контроля и планирования проявляется в следующем: цели и конечные показатели формулируются в планах. Как правило, периодичность планирования и контроля должна совпадать, а непосредственно контроль делится на следующие типы:
- стратегический;
- тактический;
- оперативный.
Взаимосвязь контроля и функции организации способствует решению проблем централизации и децентрализации, помогает в установлении субъекта и объекта контроля. Отметим, что объект и субъект контроля должны быть четко прописаны в разных положениях и инструкциях.
Результаты контроля – неотъемлемое условие мотивации персонала. Следовательно, эффективность мотивации персонала определяется эффективностью контроля.
Задачи контроля
Если говорить о сфере управления, то организация не может существовать полноценно без наличия соответствующего контроля. В управлении сущность функции контроля заключается в выполнении задач:
- Контроль позволяет обнаруживать факторы, оказывающие негативное воздействие на деятельность организации, а также своевременно подготовиться к ним и отреагировать на них.
- Посредством контроля выявляются промахи и ошибки в деятельности организации, оперативно принимаются меры для устранения их.
- По итогам контроля дается оценка деятельности организации, работе персонала и эффективности управляющей системы.
- Результаты контроля позволяют скорректировать положение дел в организации и создать условия для развития мотивации.
- Как функция управления контроль не является деятельностью одного или нескольких человек. Его должны соблюдать все сотрудники, так как самоконтроль считается лучшим средством для стимулирования деятельности и достижения её положительного результата.