Понятие инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент является достаточно новым разделом общего менеджмента. Он направлен на формирование и обеспечение условий для развития инноваций в организации (инновация – новшество в сфере продукции, услуг, технологий изготовления, организации управления и т.д.).
Инновационный менеджмент является совокупностью принципов, методов и форм управления инновационной деятельностью организации, а также персоналом, обеспечивающим инновации. Особенность инновационного менеджмента заключается в том, что внедрение новшеств может повлиять не только на работу организации, но и на рынок, и общество в целом.
В рамках работы организации инновационный менеджмент представляет из себя процесс принятия управленческих решений при помощи совокупности последовательных процедур, из которых складывается общая схема управления инновациями.
Чтобы эффективно управлять инновациями, менеджеры должны иметь представление об их научно-технической составляющей, особенностях производства и финансовых затратах. Таким образом, инновационный менеджмент сочетает в себе несколько управленческих функций.
Управленческие решения инновационного менеджмента затрагивают:
- процесс разработки и внедрения инноваций;
- модернизацию текущей продукции;
- модернизацию технологий изготовления продукции;
- модернизацию процессов управления;
- развитие производства с отказом от выпуска устаревшей продукции.
В любом предприятии инновационный менеджмент входит в состав стратегического управления, который осуществляется высшим руководством организации. При этом эффективное управление инновациями включает в себя принятый в организации круг правил, принципов работы, норм труда и производства, коммуникаций в организации, ценностей. Управление происходит на основе сбора, обработки и передачи информации о технологиях, продукте высшему руководству. Затем на основе информации принимаются решения в сфере инноваций.
Схема инновационного процесса
Общая схема работы инновационного менеджмента в организации представлена на рисунке.
Рисунок 1.
Инновационный менеджмент координирует все элементы инновационного процесса, создает условия для согласованной работы.
Цели инновационного менеджмента:
- обеспечить долгосрочное инновационное развитие организации;
- повысить эффективность технологий;
- создать конкурентоспособную продукцию с новыми потребительскими свойствами;
- внедрить нововведения в массовое производство.
На практике осуществление инновационного менеджмента включает в себя:
- планирование инновационной деятельности;
- контроль за новыми разработками и их внедрением;
- ведение единой инновационной политики в организации, координация всех отделов данной сферы;
- обеспечение инноваций финансами и материальными ресурсами;
- обеспечение персоналом;
- создание групп для решения вопросов по инновациям.
Принципы инновационного менеджмента
Так как работа с инновациями – сфера, требующая постоянного творчества, первый принцип – создать такую атмосферу в организации, которая стимулирует поиск и разработку новых идей. Второй принцип – ориентация на потребителей. Ни один потребитель не купит даже самый инновационный продукт, если он не удовлетворяет его потребности. Поэтому важно знать целевую аудиторию инноваций, заинтересовать ее своими новинками.
Из всего количества направлений в новых разработках необходимо концентрироваться на нескольких, опираясь на цели и миссию организации, и добиваться в них лидерства. Отношения с сотрудниками, занимающимися новыми разработками, целесообразно строить на принципах партнерства, чтобы давать им максимальную свободу для реализации своего потенциала. Инновационный менеджмент должен быть основан на системном подходе и являться проектным, что позволяет добиться концентрации ресурсов и эффективного достижения результатов.
Инновации в организации должны быть непрерывными, поиск возможностей также должен быть постоянным. При этом лучше сокращать сроки разработки инноваций и уменьшать число уровней управления, чтобы ускорить исследования.