Школа дизайна, школа планирования и школа позиционирования
Компаративный анализ основных школ стратегий – это описание и объяснение их сходств и различий (главным образом различий).
Основные школы стратегий весьма подробно охарактеризованы Генри Минцбергом.
Первая школа – школа дизайна – ее концепция может быть охарактеризована следующим образом: «Формирование стратегии как процесс осмысления». Ее также называют школой конструирования, проектирования или моделирования. В наиболее общих чертах подход школы дизайна к построению стратегии может быть ассоциирован с попыткой достичь соответствия или совпадения между характеристиками самой фирмы (внутренние характеристики) и факторами, определяющими ее позицию во внешней среде.
Ключевые положения школы дизайна:
- формирование стратегии – это продуманный процесс сознательного мышления,
- стратегом является руководитель, на которого и возлагается ответственность за контроль над стратегическими процессами и его сознательностью,
- модель стратегического построения должна сохранять простоту и неформальность,
- стратегия должна быть уникальной, получаемой как результат индивидуального моделирования и отбора лучшего варианта,
- процесс моделирования завершается, когда стратегия получила формулировку как перспектива,
- сохранить простоту стратегии позволяет точная определенность,
- процесс внедрения должен начинаться только после окончания формулирования стратегии.
Школа планирования рассматривает построение стратегии как формальный процесс. Пик популярности школы планирования пришелся на 1970-е, когда как в государственной практике, так и в обучении менеджеров стали преобладать:
- формальное обучение,
- формальные процедуры,
- формальный анализ,
- обработка цифровых массивов.
Отличие школы планирования от школы дизайна состоит в предельно формальном рассмотрении практической реализации модели. Вместо простой и неформальной модели школы дизайна используется строго определенная последовательность шагов.
Школа позиционирования трактует построение стратегии как аналитический процесс. Появление этой школы было ознаменовано выходом книги М. Портера «Конкурентная стратегия». Отличие школы позиционирования от школ дизайна и планирования можно сформулировать следующим образом. Если школы планирования и дизайна считают, что в каждой конкретной сложившейся ситуации может быть использовано неограниченное число стратегий, то школа позиционирования ограничивает их число для каждой отрасли. Иными словами, принести желаемые результаты в конкретной ситуации может всего несколько стратегий, следование которым позволяет организации занять выгодную рыночную позицию, обеспечивающую защиту от настоящих и будущих атак конкурентов. Соответственно, исчезает необходимость в «индивидуальной разработке», и формирование стратегии сводится к выбору определенной позиции (на основе аналитических расчетов).
Школа предпринимательства, когнитивная школа и школа обучения
Если рассмотренные ранее школы дизайна, планирования и позиционирования имели предписывающий характер, то школа предпринимательства – первая из описательных (дескриптивных) школ. Цель ее представителей – увязка объяснений принципов формирования стратегии компании и развертывания стратегического процесса во времени.
Школа предпринимательства в центр внимания помещает лидера. Она не только рассматривает весь стратегический процесс через призму его действий, но и тщательно изучает свойственные ему процессы и состояния:
- здравомыслие,
- интуицию,
- опыт,
- мудрость,
- проницательность.
Стратегия рассматривается как перспектива, которая ассоциируется с идеей и интуитивным выбором направления – видением.
Когнитивная школа трактует построение стратегии как ментальный процесс. Ключевые положения когнитивной школы:
- формирование стратегий основывается на процессе познания, протекающем в сознании стратега,
- зарождение стратегий происходит в форме перспективы (выраженной концепцией, картой, схемой, фреймом), предписывающей, как получить информацию из внешней среды,
- информация – это интерпретация мира, проходящая через различные искажающие фильтры и расшифровываемая с помощью когнитивных карт,
- стратегии «рождаются в муках», появляются несовершенными, но их изменения сопряжены с трудностями.
В школе обучения построение стратегии определяется как развивающийся процесс. В соответствии с положениями школы обучения, стратегии возникают тогда, когда люди – действуя иногда индивидуально, но чаще коллективно – приходят к изучению складывающейся ситуации и способностей организации справиться с нею и, в конечном счете, к действенной схеме поведения.
Школа власти, школа культуры, школа внешней среды и школа конфигурации
В школе власти построение стратегии предстает как переговорный процесс. Ключевое место в этом случае отводится использованию властных и политических методов со стороны руководителей в рамках открытой борьбы за влияние.
В школе культуры построение стратегии предстает как коллективный процесс. Культура – это зеркальное отражение власти. Если власть расчленяет организацию на компоненты, то культура, напротив, связывает индивидов в организацию как единое целое. Поэтому сами положения школы культуры отзеркаливают положения школы власти, делая акцент на роли культуры для поддержания стратегической стабильности организации и – в меньшей степени – на активном сопротивлении в адрес стратегических трансформаций.
В школе внешней среды построение стратегии предстает реактивным процессом. Организации отводится пассивная роль. Она лишь реагирует на события, происходящие во внешнем окружении. Поэтому создание стратегии – это лишь отражение.
Школа конфигурации описывает построение стратегии в виде процесса трансформации. Устойчивые структуры организации и внешнего контекста рассматриваются в ней как конфигурации, а процесс разработки стратегии — как трансформация.