Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Компаративный анализ основных школ стратегий: теория и практика применения

Школа дизайна, школа планирования и школа позиционирования

Определение 1

Компаративный анализ основных школ стратегий – это описание и объяснение их сходств и различий (главным образом различий).

Основные школы стратегий весьма подробно охарактеризованы Генри Минцбергом.

Первая школа – школа дизайна – ее концепция может быть охарактеризована следующим образом: «Формирование стратегии как процесс осмысления». Ее также называют школой конструирования, проектирования или моделирования. В наиболее общих чертах подход школы дизайна к построению стратегии может быть ассоциирован с попыткой достичь соответствия или совпадения между характеристиками самой фирмы (внутренние характеристики) и факторами, определяющими ее позицию во внешней среде.

Ключевые положения школы дизайна:

  • формирование стратегии – это продуманный процесс сознательного мышления,
  • стратегом является руководитель, на которого и возлагается ответственность за контроль над стратегическими процессами и его сознательностью,
  • модель стратегического построения должна сохранять простоту и неформальность,
  • стратегия должна быть уникальной, получаемой как результат индивидуального моделирования и отбора лучшего варианта,
  • процесс моделирования завершается, когда стратегия получила формулировку как перспектива,
  • сохранить простоту стратегии позволяет точная определенность,
  • процесс внедрения должен начинаться только после окончания формулирования стратегии.

Школа планирования рассматривает построение стратегии как формальный процесс. Пик популярности школы планирования пришелся на 1970-е, когда как в государственной практике, так и в обучении менеджеров стали преобладать:

  • формальное обучение,
  • формальные процедуры,
  • формальный анализ,
  • обработка цифровых массивов.

Отличие школы планирования от школы дизайна состоит в предельно формальном рассмотрении практической реализации модели. Вместо простой и неформальной модели школы дизайна используется строго определенная последовательность шагов.

«Компаративный анализ основных школ стратегий: теория и практика применения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Школа позиционирования трактует построение стратегии как аналитический процесс. Появление этой школы было ознаменовано выходом книги М. Портера «Конкурентная стратегия». Отличие школы позиционирования от школ дизайна и планирования можно сформулировать следующим образом. Если школы планирования и дизайна считают, что в каждой конкретной сложившейся ситуации может быть использовано неограниченное число стратегий, то школа позиционирования ограничивает их число для каждой отрасли. Иными словами, принести желаемые результаты в конкретной ситуации может всего несколько стратегий, следование которым позволяет организации занять выгодную рыночную позицию, обеспечивающую защиту от настоящих и будущих атак конкурентов. Соответственно, исчезает необходимость в «индивидуальной разработке», и формирование стратегии сводится к выбору определенной позиции (на основе аналитических расчетов).

Школа предпринимательства, когнитивная школа и школа обучения

Если рассмотренные ранее школы дизайна, планирования и позиционирования имели предписывающий характер, то школа предпринимательства – первая из описательных (дескриптивных) школ. Цель ее представителей – увязка объяснений принципов формирования стратегии компании и развертывания стратегического процесса во времени.

Школа предпринимательства в центр внимания помещает лидера. Она не только рассматривает весь стратегический процесс через призму его действий, но и тщательно изучает свойственные ему процессы и состояния:

  • здравомыслие,
  • интуицию,
  • опыт,
  • мудрость,
  • проницательность.

Стратегия рассматривается как перспектива, которая ассоциируется с идеей и интуитивным выбором направления – видением.

Когнитивная школа трактует построение стратегии как ментальный процесс. Ключевые положения когнитивной школы:

  • формирование стратегий основывается на процессе познания, протекающем в сознании стратега,
  • зарождение стратегий происходит в форме перспективы (выраженной концепцией, картой, схемой, фреймом), предписывающей, как получить информацию из внешней среды,
  • информация – это интерпретация мира, проходящая через различные искажающие фильтры и расшифровываемая с помощью когнитивных карт,
  • стратегии «рождаются в муках», появляются несовершенными, но их изменения сопряжены с трудностями.

В школе обучения построение стратегии определяется как развивающийся процесс. В соответствии с положениями школы обучения, стратегии возникают тогда, когда люди – действуя иногда индивидуально, но чаще коллективно – приходят к изучению складывающейся ситуации и способностей организации справиться с нею и, в конечном счете, к действенной схеме поведения.

Школа власти, школа культуры, школа внешней среды и школа конфигурации

В школе власти построение стратегии предстает как переговорный процесс. Ключевое место в этом случае отводится использованию властных и политических методов со стороны руководителей в рамках открытой борьбы за влияние.

В школе культуры построение стратегии предстает как коллективный процесс. Культура – это зеркальное отражение власти. Если власть расчленяет организацию на компоненты, то культура, напротив, связывает индивидов в организацию как единое целое. Поэтому сами положения школы культуры отзеркаливают положения школы власти, делая акцент на роли культуры для поддержания стратегической стабильности организации и – в меньшей степени – на активном сопротивлении в адрес стратегических трансформаций.

В школе внешней среды построение стратегии предстает реактивным процессом. Организации отводится пассивная роль. Она лишь реагирует на события, происходящие во внешнем окружении. Поэтому создание стратегии – это лишь отражение.

Школа конфигурации описывает построение стратегии в виде процесса трансформации. Устойчивые структуры организации и внешнего контекста рассматриваются в ней как конфигурации, а процесс разработки стратегии — как трансформация.

Дата написания статьи: 18.02.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot