Понятие управленческой проблемы
Управленческие проблемы – это сложные системные явления, которые требуют выявления, разъяснения и решения.
Управленческие решения принимают для определения и реализации различных задач, которые возникают в процессе управленческой практики. Специалисты выбирают тот или иной способ, основываясь на закономерности развития объектов используемого инструментария.
Достаточно часто управленческие решения принимаются при выявлении той или иной ситуации, возникающей при входе в систему, для определения путей решения данного затруднения. При этом специалист уже может предположить, что его ожидает в той или иной системе на выходе и спрогнозировать заранее итоги работы.
Практика управленческих решений показывает, что руководителю зачастую приходится принимать достаточно сложные решения. При этом каждая проблемная ситуация имеет уникальное происхождение. Поэтому грамотному менеджеру необходимо разбираться в классификации управленческих проблем и путей решения.
Классификация управленческих проблем
Управленческие проблемы классифицируются по определенным признакам, к числу которых относятся:
- важность и срочность,
- последствия,
- решение с наименьшими затратами,
- степень риска,
- структурность и формализация.
Каждая проблема имеет ряд собственных решений в зависимости от ситуации, которая возникает. Поэтому при решении возникшей проблемы необходимо ее предварительно проанализировать.
Помимо указанных признаков, управленческие проблемы подразделяются по временному критерию на: стратегические, текущие, срочные, среднесрочные, краткосрочные и долгосрочные.
Каждая управленческая проблема имеет предпосылки, например, изначально компания выбрала некорректные цели, способы и сроки реализации. Еще одна распространенная причина - некомпетентность сотрудников и применяемые методы их обучения. Достаточно часто руководители неверно оценивают возможности собственных сотрудников, переоценивают или недооценивают их. Сюда же относится некорректная оценка возможностей предприятия.
Помимо всего прочего, очень часто на предприятии умышленно нарушают технологию и сроки реализации проектов. Мировая экономика оказывает значительное влияние на функционирование предприятия (например, изменение в политике или экономике государства).
Наиболее губительными управленческими проблемами являются катаклизмы и стихийные бедствия. Такого рода происшествия очень сложно спрогнозировать и при планировании целей организации стоит заранее разработать меры по минимизации последствий таких ситуаций и застраховать имущество.
Классификация управленческих решений
Управленческие решения подразделяются:
- По субъекту принятия решения (количеству лиц, участвующих в разработке) на индивидуальные и групповые. Например, руководитель может принять решение самостоятельно или перепоручить его специальной группе. При этом он может участвовать в обсуждении.
- По объекту принятия на: личные и деловые. К личным относятся решения, которые затрагивают личные интересы и направлены на достижение собственных целей. Например, выбор места работы или места обучения. Деловые решения в компаниях могут быть направлены на решение политических, юридических, экономических и технических вопросов. К деловым решениям относят выбор будущей стратегии компании, подбор кадров и т.д.
- По уровню принятия на три уровня: высший, средний и низший. К высшему уровню относят решения, которые принимают топ-менеджеры, средний уровень обычно соответствует тактическим решениям, которые принимаются менеджерами среднего звена. За низший уровень отвечают руководители подразделений.
- По методам разработки: на алгоритмические, шаблонные и оригинальные. Например, алгоритмическим решением будет принять на работу сотрудника в соответствии с его должностными требованиями. К шаблонным требованиям относят будущие затруднения, которые решали в прошлом.
- По уровню решаемых проблем решения на: стратегические, тактические, оперативные. Стратегические решения необратимы в большинстве случаев. Тактические решения реализуются поэтапно. Оперативные решения подчинятся как стратегическим решениям, так и тактическим, в зависимости от задач и затруднений, которые необходимо решить. К стратегическим решениям относят решения, направленные например, на минимизацию издержек для повышения конкурентоспособности. В результате тактического решения можно обновить технологию, что в свою очередь снизит издержки. Местные руководители благодаря оперативным решениям обновляют штат.
- По эффективности решения на: оптимальные, удовлетворительные и неудовлетворительные.
- По новизне на: повторяющиеся и уникальные.
- По методам обоснования на: интуитивные, логические, рациональные. К интуитивным решениям проблем относят решения, которые принимают, основываясь на собственные отношения. При этом такие ощущения должны доминировать. Логические решения проблем основываются на полученные знания. Рациональное решение принимается после анализа проблемы.
- По форме представления решения на: невербальные, звуковые, письменные и электронные.
- По способу мотивации на: принуждающие, побуждающие.
- По способу определения информации на решения, когда проблемы очевидна и неочевидна.
- По критериям решения на: однокритериальные, многокритериальные.
Решение управленческих проблем и сам поиск путей их решения - достаточно сложные процессы, которые должны быть тщательно проработаны в любой организации. Стоит отметить, что цепочка управленческих решений должна быть проанализирована для выбора подходящего решения. Все совокупные факторы и условия, которые позволят пресекать возникающие затруднения, снижают издержки, которые могли бы возникнуть в будущем.