Понятие качества управления закупками
Качество управления закупками – это степень соответствия управления деятельностью, направленной на обеспечение компании сырьем, материалами, товарами и услугами в нужное время, потребностям этой компании.
Осуществление закупок может исследоваться в двух контекстах:
Контекст предотвращения неприятностей. Этот вариант является более распространенным. Если сотрудники организации сталкиваются с низким качеством закупаемой продукции, ее нехваткой (дефицитом из-за малого количества) или запаздыванием поставок, они испытывают трудности при осуществлении своих функций. Такие проблемы осложняют осуществление технологических операций, вызывают увеличение затрат из-за простоев и просрочек в поставке конечной продукции. Управление закупками в этом контексте настолько важно, что выступает базовым индикатором качества управления.
Контекст потенциального вклада. Этот контекст связан с вкладом в цели организации, который вносит управление закупками. Главные области этого вклада:
- информационные ресурсы. В отделе закупок в процессе осуществления деятельности накапливается информация о ценах, качестве товаров, новых источниках поставок, новых технологиях и новых изделиях. Другим отделам эта информация может быть полезна. Предприятие может пользоваться отделом закупок как своеобразным «наблюдательным постом» по отношению к внешней среде,
- эффективность функционирования предприятия. Эффективность выполнения закупок проявляется через результаты всех технологических процессов предприятия. Бухгалтерский учет не всегда позволяет выявить, что закупки производятся с низкой эффективностью. В то же время выбор службой закупок поставщика, не выполняющего согласованный график поставок, приведет к необходимости корректировки планов производства, снижению общей эффективности производства, а в некоторых случаях даже закрытия поточной линии. Выбор поставщика, продукция которого не соответствует стандартам качества, порождает увеличение отходов или брака продукции, дорогостоящим переделкам, возвратам по гарантии,
- конкурентоспособность. Предприятие, не поставляющее своим покупателям в оговоренный срок продукцию нужного качества, не будет конкурентоспособным. Если управление закупками производится плохо, то предприятие не сможет произвести продукцию нужного качества в срок, и будет неконкурентоспособным,
- имидж организации. Работа отдела закупок влияет на деловую репутацию предприятия. Стиль общения с поставщиками и подрядчиками (действующими и потенциальными), исполнение своих обязательств (в частности, своевременная оплата поставленных товаров и оказанных услуг) – все это формирует имидж,
- возможность обучения. Сфера закупок является отличной базой для обучения управленческого персонала, поскольку позволяет вникнуть в потребности организации, а также требует принятия решений, потенциально имеющих серьезные последствия, осуществления контактов с большим количеством людей,
- социальная политика и политика управления поставщиками. Со стороны высшего руководства может исходить инициатива по стимулированию соперничества между поставщиками на основе конкурентных преимуществ.
Компоненты качества управления закупками
Ключевым моментом в определении качества управления закупками является его связь с потребностями организации. В связи с этим качество может оцениваться только через призму целей закупок.
Цели функционирования службы закупок предприятия:
- приобрести товар по самой выгодной цене,
- поддерживать высокий уровень оборачиваемости запасов,
- гарантировать осуществление доставки приобретенных товаров (средствами поставщика, самой организации или сторонней транспортной компании),
- приобрести товар наилучшего качества,
- заключать договора только с надежными поставщиками,
- поддерживать доброжелательный стиль отношений с партнерами (поставщиками и подрядчиками),
- добиваться максимально выгодных условий закупки (в частности, скидок, отсрочек платежей),
- вступать в сотрудничество с другими подразделениями организации,
- поддерживать логистическую стратегию,
- вносить вклад в достижение целей предприятия,
- снижать долю расходов на закупки в структуре логистических издержек,
- снижать трансакционные издержки в сфере закупок,
- поддерживать внедренные в компании информационные системы, в частности, путем ведения эффективного автоматизированного учета,
- реализовать профессиональный рост сотрудников.
В разных компаниях приоритетными признаются разные из перечисленных целей. Следует отметить, что ряд целей по своей сути является противоречивым, а отдел закупок должен стремиться к достижению баланса. Так, например, стремление получить максимально выгодные условия поставок может вызвать у поставщиков негативную реакцию. Если же не торговаться, не просить скидки, то наладить с ними доброжелательные отношения будет намного проще. Аналогично достаточно часто приходится выбирать между поставкой товара лучшего качества по высокой цене и более дешевого, но не обладающего таким качеством.
На цели управления закупками влияют различные факторы:
- стадия жизненного цикла предприятия, положение на рынке, позиционирование. Если предприятие достаточно стабильно работает и позиционирует свою продукцию как элитную, ему нужно в первую очередь стремиться к закупке качественного сырья, а не экономии на нем; если конкурентным преимуществом конечной продукции является цена, внимание должно уделяться экономии на закупках,
- специализация компании (производственная, сервисная, торговая). Речь идет о закупках товаров, оказывающих разное влияние на процессы самого предприятия,
- характер закупок (разовые, периодические, регулярные) и возможность осуществления запасов (невозможно; возможно, но затруднительно или дорого; возможно).