Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процессный подход к управлению

Определение

Процессный подход – подход к организации и анализу деятельности компании, основанный на выделении и изучении ее бизнес-процессов, каждый из которых взаимодействует с другими бизнес-процессами компании или внешней средой.

Рассмотрим следующие понятия взаимосвязанные с данным подходом:

Главная операционная функция – основная, главная задача организации, чем она занимается, это может быть любой из этапов бизнеса: академические исследования, проектные и конструкторские работы, добыча сырья, снабжение, закупки, производство, сборка, сбыт, распределение или оказание услуг. Операционная функция в которую входят: производство товаров и услуг, которые направляются организацией во внешнюю среду. Цель главной операционной функции — предоставление клиенту товаров и услуг, удовлетворяющих его потребности.

Бизнес-процесс организации является главной операционной функцией (совокупностью функций), применяющий ресурсы на входе в компанию для их переработки в конечный результат деятельности, которая имеет ценность для потребителя. Элементы бизнес-процесса:

  1. входы (ресурсы)
  2. выходы (результат)
  3. управляющее воздействие
  4. обеспечивающие ресурсы (материальные, информационные, финансовые, человеческие)
  5. цели
  6. обязанности участников процесса
  7. входные критерии для элементов или условия, необходимые для того, чтобы начать процесс, входные элементы (информация или материал), необходимые для выполнения процесса
  8. выходные элементы, которые являются результатами процесса
  9. критерии выхода (элементы или условия), необходимые для завершения процесса
  10. критерии эффективности процесса
  11. инструменты, методы и знания, используемые при исполнении процесса
  12. модели адаптации процесса для его успешного приспособления в различных контекстах
  13. границы раздела с другими процессами (рисунок 1).

Бизнес-процесс

Рисунок 1

Рисунок 1

При процессном подходе организация рассматривается как деятельность, состоящая из бизнес-процессов, целью которых является получение конечного результата. Данные бизнес-процессы включают в себя все функции, выполняемы в подразделениях организации, что создает их взаимосвязь и взаимодействие. Рассмотрим принципы процессного подхода:

  • совокупность бизнес-процессов является деятельностью компании
  • выполнение бизнес-процессов должно обязательно регламентироваться или формально описываться
  • каждый бизнес-процесс имеет своего внутреннего или внешнего клиента и владельца (лицо, отвечающее за результат бизнес-процесса)
  • каждый бизнес-процесс имеет ключевые показатели, описывающие его исполнение, результат или влияние на итог деятельности организации

К приоритетам процессного подхода можно отнести следующие:

  • нацеленность на удовлетворение требований клиента
  • освобождение руководства от рутины оперативного управления
  • потенциальность выявления узких мест и резервов работы
  • создание эталонов последовательности действий персонала
  • появление возможности «тиражирования» бизнеса — создания новых бизнес-площадок на основе формализованных бизнес-процессов
  • реализация принципа постоянного усовершенствования деятельности

В начале для применения процессного подхода, используются элементы системного подхода к выделению процессов предприятия (как этого требует ISO 9001:2000). Рассматривают следующие четыре основных положения:

  • обозначение процессного и системного подходов относительно организации (рис. 2 и 3)
  • определение процесса (бизнес-процесса) организации
  • понимание шагов, которые требуются для внедрения процессного подхода в организации
  • определение сети (системы) процессов организации, имеющих взаимосвязь

При применении процессного подхода в управлении должны изучаться все текущие (подлинные) процессы предприятия, а не искусственно выделенные от деятельности, как например: «процесс менеджмента качества», «процесс хранения печати организации» и т.п. Все существующие, подлинные процессы достигаются за счет привязки сети (системы) процессов к функциональным подразделениям организации.

Общая схема предприятия с точки зрения системного подхода

Рисунок 2

Рисунок 2

Общая схема предприятия с точки зрения процессного подхода

Рисунок 3

Рисунок 3

С целью внедрения процессного подхода требуется осуществить следующие действия:

  1. Осуществить построение, анализ и оптимизацию цепочек создания ценности организации, данный анализ помогает лучше понимать решение задачи построения системы процессов организации
  2. Создать систему (сеть) процессов организации
  3. Оптимизировать организационную структуру компании, на основе системы процессов, что может заключаться в ориентировании организационной структуры на процессы, так как необходимо добиться, чтобы при выполнении процессов были устранены:
    1. зоны безответственности
    2. дублирование функций
    3. пересечение полномочий
    4. неэффективные звенья цепочки
  4. Требуется вести документирование деятельности
  5. Необходимо выработать и внедрить систему показателей для управления компанией и процессами
  6. Организовать управление процессами:
    1. выделить ресурсы (например, средства на разработку информационной системы, регламентов, обучение персонала и т.д.)
    2. создать систему целей и показателей для управления процессами
    3. разработать и внедрить процедуры управления корректирующими и предупреждающими действиями
  7. Организовать деятельность по улучшению процессов
  8. Для улучшения процессов требуется, разработать и внедрить систему мотивации

Для документирования процессного подхода, можно использовать стандарты моделирования IDEF 0 и IDEF 3, но если стандарт IDEF 0 предполагает анализ функциональных аспектов и дает общую характеристику системы, то на какую деятельность она направлена, то методология IDEF 3 относится к методам поведенческого моделирования, где показывается, за счет чего происходят процессы в системе. IDEF 3 представляет процесс в виде упорядоченной последовательности действий, позволяя одновременно указать связанные с ним объекты.

Дата написания статьи: 08.12.2015
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot