Процессный подход – подход к организации и анализу деятельности компании, основанный на выделении и изучении ее бизнес-процессов, каждый из которых взаимодействует с другими бизнес-процессами компании или внешней средой.
Рассмотрим следующие понятия взаимосвязанные с данным подходом:
Главная операционная функция – основная, главная задача организации, чем она занимается, это может быть любой из этапов бизнеса: академические исследования, проектные и конструкторские работы, добыча сырья, снабжение, закупки, производство, сборка, сбыт, распределение или оказание услуг. Операционная функция в которую входят: производство товаров и услуг, которые направляются организацией во внешнюю среду. Цель главной операционной функции — предоставление клиенту товаров и услуг, удовлетворяющих его потребности.
Бизнес-процесс организации является главной операционной функцией (совокупностью функций), применяющий ресурсы на входе в компанию для их переработки в конечный результат деятельности, которая имеет ценность для потребителя. Элементы бизнес-процесса:
- входы (ресурсы)
- выходы (результат)
- управляющее воздействие
- обеспечивающие ресурсы (материальные, информационные, финансовые, человеческие)
- цели
- обязанности участников процесса
- входные критерии для элементов или условия, необходимые для того, чтобы начать процесс, входные элементы (информация или материал), необходимые для выполнения процесса
- выходные элементы, которые являются результатами процесса
- критерии выхода (элементы или условия), необходимые для завершения процесса
- критерии эффективности процесса
- инструменты, методы и знания, используемые при исполнении процесса
- модели адаптации процесса для его успешного приспособления в различных контекстах
- границы раздела с другими процессами (рисунок 1).
Бизнес-процесс
Рисунок 1
При процессном подходе организация рассматривается как деятельность, состоящая из бизнес-процессов, целью которых является получение конечного результата. Данные бизнес-процессы включают в себя все функции, выполняемы в подразделениях организации, что создает их взаимосвязь и взаимодействие. Рассмотрим принципы процессного подхода:
- совокупность бизнес-процессов является деятельностью компании
- выполнение бизнес-процессов должно обязательно регламентироваться или формально описываться
- каждый бизнес-процесс имеет своего внутреннего или внешнего клиента и владельца (лицо, отвечающее за результат бизнес-процесса)
- каждый бизнес-процесс имеет ключевые показатели, описывающие его исполнение, результат или влияние на итог деятельности организации
К приоритетам процессного подхода можно отнести следующие:
- нацеленность на удовлетворение требований клиента
- освобождение руководства от рутины оперативного управления
- потенциальность выявления узких мест и резервов работы
- создание эталонов последовательности действий персонала
- появление возможности «тиражирования» бизнеса — создания новых бизнес-площадок на основе формализованных бизнес-процессов
- реализация принципа постоянного усовершенствования деятельности
В начале для применения процессного подхода, используются элементы системного подхода к выделению процессов предприятия (как этого требует ISO 9001:2000). Рассматривают следующие четыре основных положения:
- обозначение процессного и системного подходов относительно организации (рис. 2 и 3)
- определение процесса (бизнес-процесса) организации
- понимание шагов, которые требуются для внедрения процессного подхода в организации
- определение сети (системы) процессов организации, имеющих взаимосвязь
При применении процессного подхода в управлении должны изучаться все текущие (подлинные) процессы предприятия, а не искусственно выделенные от деятельности, как например: «процесс менеджмента качества», «процесс хранения печати организации» и т.п. Все существующие, подлинные процессы достигаются за счет привязки сети (системы) процессов к функциональным подразделениям организации.
Общая схема предприятия с точки зрения системного подхода
Рисунок 2
Общая схема предприятия с точки зрения процессного подхода
Рисунок 3
С целью внедрения процессного подхода требуется осуществить следующие действия:
- Осуществить построение, анализ и оптимизацию цепочек создания ценности организации, данный анализ помогает лучше понимать решение задачи построения системы процессов организации
- Создать систему (сеть) процессов организации
- Оптимизировать организационную структуру компании, на основе системы процессов, что может заключаться в ориентировании организационной структуры на процессы, так как необходимо добиться, чтобы при выполнении процессов были устранены:
- зоны безответственности
- дублирование функций
- пересечение полномочий
- неэффективные звенья цепочки
- Требуется вести документирование деятельности
- Необходимо выработать и внедрить систему показателей для управления компанией и процессами
- Организовать управление процессами:
- выделить ресурсы (например, средства на разработку информационной системы, регламентов, обучение персонала и т.д.)
- создать систему целей и показателей для управления процессами
- разработать и внедрить процедуры управления корректирующими и предупреждающими действиями
- Организовать деятельность по улучшению процессов
- Для улучшения процессов требуется, разработать и внедрить систему мотивации
Для документирования процессного подхода, можно использовать стандарты моделирования IDEF 0 и IDEF 3, но если стандарт IDEF 0 предполагает анализ функциональных аспектов и дает общую характеристику системы, то на какую деятельность она направлена, то методология IDEF 3 относится к методам поведенческого моделирования, где показывается, за счет чего происходят процессы в системе. IDEF 3 представляет процесс в виде упорядоченной последовательности действий, позволяя одновременно указать связанные с ним объекты.