Наука об управлении подразделяет человество на две эпохи практицизма. Первая эпоха практицизма продолжалась с 6000 до 3000 г. до н.э. и называлась эрой предцивилизации. В период данной эры люди поняли то, как завоевать среду обитания, научились запрягать скот, плавать на судах, строить, пролагать борозды; открыли металлургию; изобрели колесо, бумагу, порох и д.р. После предцивилизации настала эра цивилизаций; этот период продолжался с 3000 до 400 г. до н.э. и включал в себя следующие основные цивилизации (таблица 1).
Таблица 1
Стадии эры цивилизации
Эра цивилизаций сменилась следующими стадиями (таблица 2):
- классическая эра
- эра феодализма
- стадия раннего капитализма
- торговый капитализм
Таблица 2
Эры второй эпохи практицизма
Вторая эпоха практицизма началась с середины XVIII в., которая продолжается до настоящего времени. Выделяют следующие эры:
- индустриальная
- информационная
Особенностью индустриальной эры является то, что в этот период происходит развитие отраслей материального производства, в первую очередь промышленности (существовала до 60-х годов ХХ в.). основной же характеристикой данной эры является серийное и массовое производство, предприятиями большой мощности, ориентированными на рынки большой емкости. Информационная эра обладает преимущественно ростом отраслей, связанных с информацией, коммуникацией и переработкой информации, а также со сферой услуг. Производство становится гибким, ориентированным на индивидуальные запросы потребителей. Рассмотрим стадии развития в таблице 3.
Таблица 3
Предпринимательский капитализм. Начиная с 1980 г. образуются новые небольшие фирмы для использования высоких технологий, информации, ориентированные на обслуживание крупных компаний. В идею данного этапа входит то, что проблемы управления смещаются с крупных на малые организации. Появляется понятие аутсорсинга, когда крупные компании передают определенные бизнес-процессы другой фирме специализирующейся в соответствующей области. Все, что было до начала XIX в. оставалось важно для управления, но не имело постоянной базы для развития менеджмента, поскольку не было промышленности.