Сущность исследования организационного поведения
Исследование организационного поведения – это процесс изучения поведения работающих людей (их деятельности в рамках рассматриваемой организационной структуры).
Исследование организационного поведения позволяет определить направления повышения эффективности трудовой деятельности. Организационное поведение как наука позволяет решить ряд задач:
- проанализировать поведение индивидов и их групп в рамках организации,
- выявить проблемы межличностных отношений во взаимодействии пар индивидов (вертикальное взаимодействие - начальник-подчиненный, или горизонтальное взаимодействие - коллеги),
- рассмотреть динамику отношений в малой группе (как формальные, так и неформальные взаимосвязи),
- проанализировать внутриорганизационные отношения как взаимодействие нескольких групп (организация в таком случае рассматривается как целостная система, в которой выделяются компоненты и связи между ними).
Исследование организационного поведения дает возможность систематизировано описать поведение людей в возникающих в ходе их деятельности ситуациях, объяснить причины поступков и обуславливающие их факторы, предсказать будущее поведение персонала с определенной степенью вероятности. Конечной целью исследования организационного поведения выступает овладение управленческими навыками и их совершенствование применительно к той или иной организации.
Нужно понимать, что организационное поведение – это как теоретическая наука, так и комплексная прикладная дисциплина, включающая исследование:
- социально-психологических,
- психологических,
- социальных,
- организационно-экономических
аспектов и факторов, оказывающих влияние на взаимодействие в рамках организации различных субъектов – индивидов, групп разного масштаба, коллектива в целом как внутри организации, так и со внешней средой.
В организационном поведении объединяются бихевиористские (поведенческие) науки, представляющие собой систематизированные знания о причинах и характере поступков людей, и другие дисциплины:
- экономическая теория,
- менеджмент,
- кибернетика,
- экономико-математические методы,
- биология и физиология,
- социология.
В рамках организационного поведения можно выделить несколько подходов:
- биологический,
- социологический,
- психоаналитический,
- гуманистический,
- когнитивный,
- бихевиористкий и т.д.
Сторонники каждого из них в качестве приоритетных факторов, определяющих поведение индивида, выделяют собственный набор явлений. Справедливым представляется объединение всех подходов в один комплекс. Так, например, нельзя отрицать влияние биологических факторов (если человек не выспался, он будет вести себя совершенно иначе, будет проявлять раздражительность и невнимательность), но и считать их исчерпывающими было бы наивно.
Методы исследования организационного поведения
Научный базис организационного поведения образуют следующие принципы:
- данные собираются на систематической основе, с контролем их достоверности и надежности,
- объяснения фактов, предлагаемые в рамках исследования, подлежат тщательной проверке,
- к использованию на практике допускаются только те закономерности, которые нашли неоднократное подтверждение в виде устойчивых связей и отношений.
Основными применяемыми методами являются:
- опросы (анкетирование, интервью, тестирование),
- наблюдения и эксперименты,
- сбор зафиксированных данных (по документальным источникам),
- структурированное наблюдение (к примеру, в наблюдении организационной среды могут быть выделены следующие элементы – обстановка, помещение и оборудование, интерьер, освещение и микроклимат, внешность членов организации).
Поскольку организационное поведение в первую очередь связано с поведением конкретных людей, метод опроса является широко применимым.
Под опросом понимают психологический вербально-коммуникативный метод, состоящий во взаимодействии между интервьюером и респондентами (участниками опроса) путем получения ответов на сформулированные предварительно вопросы.
Иными словами, в ходе проведения опроса интервьюер задает респондентам заранее сформулированные вопросы.
Опросы могут проводиться в разной форме:
- анкетирование – с использованием анкеты, т.е. специальным образом оформленного списка вопросов,
- свободная форма,
- метод лестницы – с повышением уровня абстракции при переходе к следующим вопросам,
- устно,
- письменно,
- стандартизовано,
- в виде интервью, когда интервьюер стремится свести к минимуму свое влияние на ответы респондента, не высказывать свое отношение к озвученной позиции и не подталкивать к желаемым результатам.
Наблюдением называется описательный метод исследования, состоящий в организованном и целенаправленном восприятии и регистрации поведения изучаемых объектов.
Наблюдение и эксперимент – весьма похожие методы. Отличие состоит в мере участия исследователя в создании условий. Если в случае наблюдения условия сохраняются «как есть» (не осуществляется специального воздействия на них), то в случае эксперимента – создаются специальным образом. К примеру, для двух групп могут быть созданы условия с отличающимися параметрами, и по итогам эксперимента проводится сравнение результатов, продемонстрированных в обоих случаях.
Организационное поведение связано с изучением трудового процесса, который находит отражение в отчетности. Разумеется, речь идет в первую очередь о формальных результатах, а не о неформальном взаимодействии. Например, для многих профессий производительность труда можно измерить прямым образом (сколько выпущено деталей, сколько клиентов обслужено и т.д.). Также показательны и другие характеристики трудового процесса – дисциплина (опоздания, ранние уходы с работы), больничные, приказы о премировании и штрафах и т.п.