Понятие инвестиционного менеджмента
Инвестиционный менеджмент – самостоятельный раздел общего менеджмента, который направлен на достижение целей организации при помощи рационального вложения инвестиций. На практике инвестиционный менеджмент является разновидностью функционального управления. Объектом инвестиционного менеджмента являются: инвестиционные процессы, инвестиционная деятельность организации, а также проекты, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.
В организации инвестиционный менеджмент представляет собой разработанную систему мер, направленных на сохранение и увеличение объемов капитала. Осуществляется инвестиционный менеджмент либо в рамках специальных подразделений, либо отдельными менеджерами. В аппарате управления инвестиционный менеджмент приобретает два аспекта:
- система управления инвестициями, которая является иерархичной и состоит из специальных отделов;
- институт инвестиционных менеджеров (руководители разного уровня), которые являются субъектами управления, обладают рядом полномочий в сфере принятия решений.
Реализация инвестиционного менеджмента означает разработку процедур по управлению инвестициями, которые объединяют технологическую схему управления организацией. Определенные задачи по управлению инвестициями закрепляются за отделами или конкретными менеджерами. Система инвестиционного менеджмента в организации связана с основными функциональными системами:
- операционный менеджмент связан через совместное управление формированием и воспроизводством операционных внеоборотных активов;
- финансовый менеджмент связан через процесс формирования инвестиционных ресурсов (с помощью собственных источников и заемных);
- инновационный менеджмент связан через формирование материальных и нематериальных активов инновационного характера.
Процесс инвестиционного менеджмента в организации основан на положениях теории управления, но имеет свою специфику.
Цель инвестиционного менеджмента в организации – обеспечить эффективность при реализации инвестиционной стратегии. Для этого необходимо определить такие инвестиции, которые могут давать наибольшую выгоду и сопряжены с низкими рисками.
Функции инвестиционного менеджмента
- Исследовать внешнюю инвестиционную среду, осуществлять прогнозирование конъюнктуры инвестиционной деятельности.
- Разрабатывать стратегические направления инвестиционной деятельности.
- Разрабатывать стратегию по формированию инвестиционных ресурсов организации.
- Искать и производить оценку пользы инвестиционных проектов, отбирать самые эффективные.
- Оценивать инвестиционные качества финансовых инструментов, отбирать самые эффективные.
- Формировать и оценивать инвестиционный портфель по критериям доходности, риска, ликвидности.
- Осуществлять текущее планирование, оперативное управление реализацией инвестиционных проектов.
- Проводить мониторинг инвестиционных проектов.
- Готовить решения о своевременном выходе из низкоэффективных проектов (продавать отдельные финансовые инструменты).
Задачи инвестиционного менеджмента
Эффективное управление инвестициями направлено на то, чтобы обеспечить рост экономического и производственного потенциала организации, увеличить доход от инвестиционных проектов, и при этом снизить риски от инвестиционной деятельности. Чтобы реализовать данные задачи, необходимо сочетать элементы внешней и внутренней среды организации. Управление элементами внутренней среды в рамках инвестиционного менеджмента подразумевает:
- согласование внутренних элементов инвестиционных проектов;
- создание системы управления инвестициями;
- разработка стратегии управления инвестициями;
- составление инвестиционного бизнес-плана;
- планирование финансирования;
- оперативный контроль за финансированием;
- мотивация работников;
- регулирование инвестиционной деятельности.
Управление элементами внешней среды в рамках инвестиционного менеджмента подразумевает:
- ориентацию на цели организации с учетом факторов внешней среды;
- согласование инвестиционных проектов с ограничениями от внешней среды;
- организацию маркетинговых исследований;
- определение источников финансирования;
- учет тенденций развития рынка;
- учет тенденций развития спроса на продукцию или услуги;
- оценку экологической ситуации в регионе.
Данный спектр задач решается как на стратегическом, так и на оперативном уровнях управления организацией.