Понятие интеллектуального капитала
Для менеджмента интеллектуальных знаний руководители используют комплексный подход. Эффективность предприятия возрастает только в том случае, если существует полномасштабная система менеджмента интеллектуального капитала. Несмотря на то, что интеллектуальный капитал достаточно популярен, но единой и общепринятой модели управления пока еще не разработали. Для каждого предприятия эти параметры управления строго индивидуальны. Предположим что интеллектуальный капитал необходимо развивать.
В этом случае уже существующую структуру с конкретным содержанием и наполнением внедряют в практическую деятельность, оценивая результаты. Предприятия малых форм могут сталкиваться с имитацией интеллектуального капитала, передача и распространение которой приводит к затруднениям.
Эти затруднения связаны с тем, что руководитель малого предприятия не обладает достаточным количеством ресурсов для полноценной реализации знаний. Интеллектуальный капитал чаще всего не вписывается в организационную структуру и стратегию. Менеджер не считает нужным и целесообразным развивать данное направление, выделяя для него дефицитные ресурсы и сотрудников. Перейдем к рассмотрению источников интеллектуального капитала.
Источники интеллектуального капитала предприятия
- Сотрудники и коллектив
- Привлеченные специалисты узкого направления
- Социально — экономическая система
- Партнеры и конкуренты
- Законы и законодательная база
- Обучающие программы и продукты
- Свободная информационная среда
- Иностранные партнеры
- Опыт руководителя и персонала
- Корпоративная культура предприятия
- потенциальный интеллектуальный капитал
Потенциальный интеллектуальный капитал
Интеллектуальный капитал формируется из информации. Информация может поступать из разных источников. Если все происходит именно по этой схеме, то руководитель получает полную картинку и может сформировать полноценную модель знаний. Если опыта или знаний не достаточно, то модель получается неполной.
Крупные организации уделяют больше внимания обучению сотрудников, формируя потенциальный интеллектуальный капитал. Его основная цель — формирование эффективной замены существующих знаний на более эффективную. Руководитель предприятия выбирает программу обучения и количество сотрудников, которые должны обучится. Таким образом, процесс обучения получается непрерывным. В будущем сотрудники, получившие знания, смогут применить их на практике. Руководитель, вкладывая ресурсы в обучение, надеется что применять свои знания сотрудники будут на его предприятии.
Довольно часто возникают ситуации когда сотрудник, пройдя обучение, переходит на работу в более привлекательное учреждение. Для того чтобы этого не происходило, руководителю требуется применить эффективную систему. Следует заключить с работником договор, при котором он сохраняет за собой место настоящей работы до тех пор, пока не вернет предприятию все ресурсы, затраченные на его обучение.
Данная практика не нова. Она с успехом применялась во времена СССР и действует в настоящее время на многих заводах и производственных предприятиях России. Каждый руководитель должен учитывать, что организация нуждается в возобновлении интеллектуального капитала и провести необходимые процедуры своевременно. В настоящее время предприятия стремятся к наращиванию интеллектуального капитала. Очень многие руководители стараются привлечь молодых специалистов со свежим мышлением. Существенным преимуществом такого подхода является обновление и дополнение рабочего коллектива свежими идеями.
Недостаток подхода состоит в том, что молодые специалисты не обладают потенциалом для реализации поступающих идей. В это им нужна поддержка со стороны старшего наставника или руководителя. Не любое предприятие находит силы и ресурсы для поддержки молодых специалистов. В основном, инновационные идеи остаются теоретическими, не находя свое отражение в практике.
Интеллектуальный капитал очень важен для всех предприятий. Но, прежде чем повсеместно применять его и внедрять, необходимо подготовить специалистов к тому, что это действительно необходимый ресурс. Пройдет еще значительное количество времени, прежде чем интеллектуальный капитал будет приниматься и пониматься в соответствии с обстоятельствами.