Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интегрированные системы менеджмента

Назначение интегрированных систем менеджмента

Определение 1

Интегрированные системы менеджмента – это совокупность функционирующих как целое двух или нескольких систем менеджмента.

Если несколько лет назад задачи разработки и внедрения интегрированных систем менеджмента волновали только крупные предприятия, ориентированные на экспорт и работающие в таких отраслях промышленности, как:

  • металлургия,
  • переработка,
  • химическая,

то в последнее время в необходимое условие сотрудничества производителей товаров с крупными торговыми сетями – ориентация на требования инвесторов, потребителей, сотрудников и общественности, что порождает необходимость развития систем менеджмента. Сертификация на соответствие стандартам, признаваемым как в России, так и за рубежом, приобретает значение для всех российских компаний, выходящих на внешний рынок и стремящихся к конкурированию с западными фирмами.

Интегрированные системы менеджмента нужны для обеспечения согласованности, структурирования деятельности внутри компании. Если в интеграции участвуют системы менеджмента, одновременно отвечающие требованиям несколько стандартов международного уровня, это становится отличным фундаментом для стабильного развития предприятия. При этом у сертификации интегрированной системы менеджмента есть все преимущества входящих в нее отдельных систем менеджмента. При использовании интегрированной системы менеджмента достигается оптимальное выполнение требований в части повышения уровней безопасности, экологии и качества.

Внедрение сразу группы стандартов в формате интегрированной системы отличается эффективностью и экономностью в сравнении с отдельным внедрением каждого из этих стандартов. В то же время литература содержит крайне мало рекомендаций, как это сделать.

Важно понимать, что «интегрированная система менеджмента» не равнозначна «системе общего менеджмента». Интегрированная система менеджмента является лишь частью системы общего менеджмента, отвечающей требованиям двух или более стандартов международного уровня и работающей как единое целое. Интегрированная система менеджмента может не затрагивать такие вопросы, как:

«Интегрированные системы менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • финансовый менеджмент,
  • инвестиционный менеджмент,
  • менеджмент ценных бумаг и т.д.

Однако если организация разрабатывает стандарты на все области общего менеджмента организации, «интегрированная система менеджмента» может стать тождественной «системе общего менеджмента». Именно до этого момента может идти создание интегрированной системы, что может быть процессом неопределенной продолжительности.

Интегрированная система менеджмента дает возможность решить ряд проблем, характерных для случаев независимого внедрения стандартов:

  • избежать дублирования документов, процессов, функций подразделений и должностей сотрудников,
  • упростить взаимосвязи между системами управления экологией, качеством, здоровьем и профессиональной безопасностью,
  • сделать более прозрачным целостное восприятие системы менеджмента со стороны руководства компании, и, соответственно, повысить эффективность планирования, координации, контроля и управления в совокупности,
  • сократить срок внедрения группы стандартов в компании,
  • снизить трудоемкость и ресурсоемкость внедрения,

Построение интегрированных систем менеджмента

Если интегрированная система менеджмента строится «с нуля», компания должна исходить из принципов, прописанных в международных стандартов. За базу принимаются принципы менеджмента качества, среди которых можно отметить:

  • процессный подход,
  • системный подход,
  • лидерство руководителя,
  • вовлечение работников,
  • постоянное улучшение.
Замечание 1

Если эти принципы будут реализованы, предприятие сможет обеспечить интеграцию стандартов, относящихся к отдельным системам, в целостный комплекс.

Для того, чтобы реализовать процессный и системный подходы, необходимо построить целостную модель процессов интегрированной системы менеджмента по предъявляемым выбранной группой стандартов требованиям. Как правило, для построения модели используется методология IDEF0. Она предусматривает достаточную детализацию в описании требований интегрированной системы менеджмента, одновременно оставляя потенциал дальнейшего проведения декомпозиции. За счет этого универсальную модель интегрированной системы менеджмента можно адаптировать практически к любому предприятию. Методология IDEF0 признана и российским Госстандартом. В руководящем документе "РД IDEF0-2000 Методология функционального моделирования" содержится описание семантики нотации IDEF0, правил и методики структурированных графических описаний процессов. Этот документ представляет собой правовую базу использования IDEF0 в Российской Федерации.

Основные требования к модели системы менеджмента организация может получить из следующих международных стандартов:

  • ISO 9000 и 9001,
  • ISO 14000 и 14001,
  • OHSAS 18000 и 18001.

Это связано с тем, что сформулированные в перечисленных стандартах базовые принципы и понятии максимально соответствуют принципам и понятиям общего менеджмента. В стандартах предусмотрено применение цикла управления PDCA (Plan – Do – Check – Action), разработанного в рамках теории качества. В отличие от функционального подхода, процессный подход позволяет непосредственно отразить реальные бизнес-процессы современного предприятия.

При этом компания может выбрать предпочтительную для себя схему создания интегрированной системы менеджмента:

  • создание аддитивной модели интегрированной системы менеджмента на базе системы менеджмента качества (в частности, путем добавления системы экологического менеджмента),
  • создание полностью интегрированной модели, предусматривающей одновременное объединение всех систем менеджмента в комплекс.

Распространение получили интегрированные системы менеджмента, опирающиеся на использование сбалансированной системы показателей, включающих четыре комплекса:

  • финансы,
  • результативность бизнес-процессов,
  • удовлетворённость клиентов,
  • обучение и развитие персонала.
Дата написания статьи: 02.02.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot