Сущность инновационного процесса
Инновационный процесс – это последовательное превращение идеи в товар.
Эффективное развитие экономики начинается с качественных изменений выпускаемых продуктов, оборудования и управленческих процессов. Реализация продукта напрямую зависит от основных носителей новых идей – персонала компании. Неподготовленность сотрудников компании приводит в результате к тому, что инновационная деятельность реализуется с низкой эффективностью.
Таким образом, складывается негативная ситуация на предприятии. Непрофессиональный персонал тормозит инновационное развитие компании. Основной причиной является некорректное применений инструментов управления к инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент получил признание среди отечественных экономистов. Его основоположниками являются Балабанов И. Т, Баранчев В.Н., Гунин В.Н. и многие другие.
Формы взаимодействия персонала организации
Определение персонала включает в себя составные части трудового коллектива компании. Персонал состоит из всех работников компании, которые выполняют производственные и управленческие задачи. Термины "персонал" и "кадры" идентичны, если за основу берется вышеупомянутое определение.
Коллектив является стержнем любой организации, им необходимо правильно управлять для того, чтобы добиться положительных результатов. Сотрудники, отвечающие за управление персоналом, должны понимать перспективы развития компании, так как эффективность деятельности организации зависит от выработки направления ее развития.
Только организация соответствующего управления компании может привести компанию к инновационному развитию.
Инновационный процесс включает в себя упорядочивание и регулирование отдельных личностей или группы сотрудников путем решения совместных скоординированных задач.
Инновационная деятельность в разных отраслях отличается по своим характеристикам. Так, в отрасли народного хозяйства инновационной деятельности характерен динамизм и высокое моральное устаревание.
Характерной особенностью инновационной компании является преобладающее количество неопределенностей и наличие творческого персонала. Однако инновационный процесс невозможен без четкого представления задач.
Инновационная организация подразделяется на следующие структуры:
- субъект,
- фирма,
- институт,
- инновационное предприятие.
К субъектам инновационного процесса относят разнородные компании, в том числе вузы и научные институты. При этом субъекты могут взаимодействовать с друг другом, развивая свою деятельность. Так, инновационные предприятия могут использовать для собственного развития фундаментальные исследования академического и вузовского сектора. Таким внедрением обычно занимаются крупные компании.
Инновационный процесс подразумевает отказ от линейной модели управления, т.е. необходимо понимать, что исследования, которые несут в себе опытно-конструкторские разработки, влекут за собой инновации.
Инновационная деятельность в компании должна развиваться. Менеджерам необходимо управлять процессами и отслеживать динамику изменений. Руководителям необходимо создавать платформы, которые будут ориентироваться на инновационное развитие компании. За последние несколько лет изменилось понимание конкурентного преимущества. Так, инновации теперь рассматриваются как ключевой показатель.
Взаимодействие персонала в инновационной компании
Основной формой взаимодействия персонала с руководящим составом в инновационной компании является мотивация. Однако влиять руководящему составу на собственных сотрудников необходимо только косвенно. При этом предполагается соучастие и признание личных заслуг. В инновационной компании форма мотивации должна рассматриваться только с точки зрения мотивации творчества. Мотивация творчества включает в себя:
- биологический стимул,
- экономический стимул,
- социально-психологический стимул,
- идеальный стимул.
К биологическому стимулу относят желание расходовать экономично собственные силы. Экономический стимул включает денежное поощрение сотрудника. Социально-психологические стимулы предусматривают наличие в коллективе единомышленников. Идеальные стимулы основаны на желании изучать что-то новое.
Инновационный процесс предусматривает наличие в коллективе энтузиастов, которые ставят идеальные стимулы на первое место. Такие люди трансформируют мотивацию в самомотивацию.
Инноваторы должны реализовывать социальную необходимость в инновациях. Для этого очень важно создание благоприятных социально-экономических, технико-организационных предпосылок.
Ярким примером инновационного предприятия является компания McDonald's. В данной компании залогом успеха является дружный и сплоченный коллектив. Даже в собственных слоганах компания делает акцент на сотрудниках: «Люди – это основа компании».
Компания строго следует законодательству той страны, где открыты ее представительства. На первое место компания ставит равные и справедливые возможности. Проводится опрос мнения, и сами сотрудники могут обратиться напрямую к своему руководителю. Именно McDonald's одним из первых внедрил самообслуживание в своих ресторанах. А в коллективе в компании сотрудники многофункциональны.
Инновационная деятельность любой компании характеризуется рисками и высокой сложностью. Здесь толчком могут послужить внутренние стимулы и потенциал, а решающей движущей силой являются фундаментальная наука. Инновационные процессы не могут использоваться в компаниях, где основной целью является прибыль. Поэтому государству необходимо взять на себя функцию обеспечения бизнеса самым важным ресурсом – научными знаниями и идеями.
Потенциал инновационной организации очень высок. Инновация может перерасти в источник прибыли, но не стоит забывать, что доход не стоит ставить на первое место.