Консалтинг – это профессиональное консультирование руководителей и менеджеров по финансовым, коммерческим, юридическим, технологическим, вопросам, осуществляемое с целью помочь им в достижении целей деятельности находящихся под их управлением организаций.
Сущность консалтинговой деятельности
Современная экономическая ситуация ставит компании и организации перед необходимостью решения новых задач и поиска ответов на новые вызовы. Статистика свидетельствует о существенном сокращении сроков функционирования организаций. Это обусловлено высокой степенью динамичности условий функционирования современных хозяйствующих субъектов. Рынок ставит организациям жесткие условия, преодолеть которые они зачастую не в силах.
Решение таких задач особенно в рамках крупного бизнеса зачастую обеспечивается с помощью привлечения специализированных организаций, имеющих опыт решения ресурсоемких задач, как правило, помощь таких компаний недоступна малому и среднему бизнесу, который не располагает соответствующими финансовыми ресурсами для оплаты услуг таких организаций, однако крупный бизнес в современном обществе все чаще прибегает к услугам консалтинговых компаний.
Консалтинговая деятельность представляет собой помощь различного назначения, оказываемую консалтинговыми компаниями своим клиентам для решения конкретных проблем достижения определенных целей и задач. Консалтинговая деятельность охватывает различные сферы бизнеса клиента, решая разнообразные вопросы финансового, экономического и правового характера. Фактически консалтинговая деятельность не имеет никаких ограничений по содержанию, поскольку ее основная задача сосредоточена в ориентированности на решение любых проблем хозяйствующих субъектов. Таким образом, если существует определенный спрос на деятельность в определенной сфере, консалтинговые организации рано или поздно ответят на этот спрос соответствующим предложением.
Преимуществом консалтинговых организаций является возможность использования их услуг для решения любых проблем хозяйствующих субъектов. Основное назначение консалтинговых организаций состоит в обеспечении повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов за счет преодоления их проблем. Консалтинговые компании имеющие длительный период функционирования обладают обширным опытом в различных сферах функционирование предприятий. Штат консалтинговых организаций содержит в себе консультантов, обладающих опытом работы, как в различных отраслях, так и в определенных направлениях деятельности.
Даже отсутствие опыта решения определенных проблем у конкретной консалтинговой организации не является препятствием для эффективного ее функционирования. Для консалтинговой сферы характерно привлечение экспертов, которые требуются для решения конкретных задач.
Также значительным преимуществом консалтинга является способность обеспечить сторонний взгляд на существующие проблемы, свобода от «зашоренности» управленческого персонала и ограничений, накладываемых лояльностью компании, и так далее.
Еще одним преимуществом консалтинговой деятельности является высокий уровень профессионализма услуг, предлагаемых консалтинговыми организациями с помощью своих специалистов.
Необходимо отметить, что наличие преимуществ не является основанием для отрицания наличия недостатков. К числу недостатков консалтинговой деятельности можно отнести:
- сохранение рисков за хозяйствующим субъектом, а не консалтинговой организацией;
- возможность нарушения конфиденциальности деятельности, обусловленная передачей конфиденциальной информации сторонней организации;
- недостаточный уровень профессионализма или компетентности специалистов консалтинговой службы в решении конкретных проблем и так далее.
Характеристика информационного обеспечения консалтинговой деятельности
Основу информационного обеспечения консалтинговой деятельности формируют разнообразные данные, поступающие из различных источников и призванные характеризовать содержание той или иной проблемы клиента с разнообразных точек зрения.
Основу информационного обеспечения консалтинговой деятельности формируют данные, предоставляемые консалтинговой организации ее клиентом. В этом случае огромное значение имеет релевантность этой информации, способность хозяйствующего субъекта, обратившегося к услугам консалтинговой фирмы, осуществлять сбор, обработку и анализ информации. Недостатком этой информации является ее определенная субъективность, обусловленная тем, что осуществляя ее сбор организация может рассматривать лишь ту часть данных, которая соответствует ее целям и перспективам развития, игнорируя неблагоприятные данные. В связи с этим консалтинговая организация должна критично относиться к сведениям, сообщаемым ее клиентом, исследуя и перепроверяя ее.
Также информационную основу консалтинговой деятельности составляют данные маркетинговых исследований рынка, осуществляемых либо самой консалтинговой организацией с конкретными целями под определенного клиента, либо осуществляемых сторонней организацией, но отвечающих целям деятельности консалтинговой организации. Такой вид информации имеет более высокий уровень объективности по сравнению с данными, предоставляемыми хозяйствующим субъектом, являющимся клиентом консалтинговой организации. Однако такая информация имеет и существенный недостаток, который выражается в ее сравнительно высокой стоимости, особенно когда маркетинговые исследования проводятся в пользу конкретного клиента консалтинговой организации. В результате высоким спросом пользуются вторичные маркетинговые исследования, подразумевающие проведение анализа результатов первичных маркетинговых исследований, размещенных в открытом доступе. Такой подход снижает достоверность полученных результатов, но существенно сокращает затраты хозяйствующих субъектов на консалтинговые услуги.
Также в состав информационного обеспечения консалтинговой деятельности может включаться открытая информация, являющаяся результатом статистического наблюдения, осуществляемого в Российской Федерации посредством соответствующих федеральных служб государственного управления и их территориальных подразделений. Такая информация носит открытый характер, а значит не увеличивает затраты хозяйствующих субъектов на консалтинговые услуги.
Информационное обеспеченность консалтинговой деятельности оказывает прямое влияние на нее результативность и эффективность, формируя основу для разработки концепции решения тех или иных проблем заказчика.
Игнорирование необходимости адекватного информационного обеспечения консалтинговой деятельности отрицательно влияет на результаты взаимодействия консалтинговой организации хозяйствующих субъектов.