Имидж менеджера
Имидж менеджера – это образ, восприятие менеджера обществом и отдельными индивидами.
Слово «имидж» широко употребляется применительно к разным объектам – речь может идти об имидже не только человека, но и марки, бренда. В это сложное собирательное понятие входит много параметров. Естественно, одно и то же разные люди будут воспринимать по-разному, речь идет о некоем усредненном образе, общественном (а не личном, индивидуальном) восприятии.
Имидж менеджера складывается из следующих базовых элементов:
- персональный имидж. В первую очередь менеджер – это человек, личность. Соответственно, он обладает персональным имиджем, который включает в себя внешние особенности (лицо, фигура, одежда, прическа и т.д.), индивидуальные характеристик (тембр голоса, речь, манеры, мимику и т.д.), личностные качества (темперамент, характер и т.д.),
- профессиональный имидж. Этот элемент включает в себя восприятие человека как специалиста. Он состоит из таких параметров, как наличие профессиональных знаний, опыта и умений, а также специфических личностных качеств, обеспечивающих профессиональную пригодность, необходимых для достижения успеха в избранной профессиональной сфере.
Рассмотрим подробнее, что влияет на формирование имиджа менеджера:
- Внешний вид. При знакомстве первое, на что люди обращают внимание – это внешность собеседника. Визуальное впечатление складывается уже в первые секунды общения. Объем информации, воспринимаемой органами зрения, существенно больше, чем другими органами. Современные коммуникационные каналы зачастую еще усиливают это превосходство – например, если мы видим фотографию человека, с которым переписываемся. К внешнему виду относятся физиологические особенности и внешние данные, обувь и одежда, аксессуары, прическа, макияж, уровень общей ухоженности. Он дополняется кинестетическими аспектами (позы, жестикуляция, мимика, походка), вербально-вокальными (тембр голоса, его звучание, наличие акцента и т.д.), средовыми (окружение человека, ситуация),
- Природные свойства. Это различные характеристики, данные человеку от рождения и не меняющиеся в течение жизни. Они формируют фундамент личности, на котором уже надстраивается образование и воспитание. К природным свойствам относятся интеллект, харизма, интуиция, рефлексивность, коммуникабельность, темперамент, характер. Важно отметить, что над этими свойствами можно работать (например, развивать харизму), но основы все же являются предопределенными,
- Приобретенные качества. Это те характеристики личности, которые связаны с воспитанием, образованием и личным жизненным опытом. Основными приобретенными качествами являются: культура поведения и манеры, нравственные качества и ценности, речевой этикет и культура речи, гуманитарная развитость, психологическое здоровье,
- Профессиональные черты. Они выражают отличия людей в зависимости от их принадлежности к конкретной профессии.
Деление на природное и приобретенное является в значительной степени условным. Человек может совершенствовать имеющиеся от рождения способности.
При формировании имиджа менеджеру можно придерживаться следующего алгоритма:
- привлечь внимание,
- произвести первое позитивное впечатление,
- стать понятным,
- запомниться,
- достичь уважения и доверия,
- подтолкнуть к желаемым действиям.
Имидж организации
Имидж организации – это лицо компании, которое создаётся в сознании общества с помощью СМИ и психологического влияния.
Имидж организации может строиться не только на реальных, но и на придуманных фактах (как положительных, так и отрицательных – если их придумывают и распространяют недоброжелатели, конкуренты). Именно репутация компании определяет первичное отношение возможных клиентов к фирме, ее брендам.
Над созданием имиджа компании работает большое количество специалистов:
- маркетологи,
- дизайнеры,
- психологи,
- лингвисты,
- специалисты по пиару.
Имидж – серьезное оружие в борьбе за любовь потребителей, он позволяет добиться лидерских позиций на рынках.
Имидж компании отражает коммерческую политику, связан с предпочтениями конкретного покупательского класса (целевой аудитории компании). Образ фирмы формируется в общественном сознании не только исходя из характеристик основной деятельности, но и элементами фирменного стиля: логотипом, символикой, товарными знаками, стилем делового общения и т.д. Хорошая репутация позволяет не только обеспечивать стабильный высокий доход, но и застраховать объект от снижения продаж и банкротства на длительную перспективу.
Корпоративный имидж можно разделить на две части:
- внутренний корпоративный имидж, отражающий восприятие компании ее сотрудниками,
- внешний корпоративный имидж, отражающий оценку внешними пользователями – клиентами, конкурентами, партнерами.
Позитивный корпоративный имидж нужен не только коммерческим компаниям (хотя традиционно они более готовы тратить на это ресурсы), но и государственным и муниципальным структурам (включая органы управления).
Важной составляющей формирования имиджа организации является организационная культура, включающая в себя:
- миссию, цель и облик фирмы (степень внедрения новейших технологий, политика в области качества продукции, лидерство в отрасли),
- иерархическая структура (система подчинения и распределения должностных полномочий),
- понимание функций руководства,
- отношение к персоналу (справедливое вознаграждение, мотивация, своевременность оплаты труда, заботливое и непредвзятое отношение),
- формы оценки эффективности работы сотрудников, подразделений, компании в целом,
- контроль дисциплины и соблюдения законодательства,
- информирование сотрудников,
- процедуры принятия значимых решений (коллективные или единоличные, согласие и компромиссы),
- методы разрешения конфликтов.