Функции менеджмента
Управление как процесс представлено целой совокупностью последовательно выполняемых, взаимосвязанных и непрерывных действий, которые ориентированы на успешное и грамотное формирование ресурсов организации и их последующее использование для того, чтобы достичь поставленных целей и обеспечить эффективность производства.
Действия управленцев – это и есть функции менеджмента, а процесс управления отражает совокупность функций и действий руководителя и сотрудников предприятия. Функция менеджмента сама по себе является направлением обособленным, но влияющим на всю управленческую деятельность. Функции позволяют эксперту осуществлять определенное влияние на объект с целью достижения поставленной задачи. Функции являются продолжением содержания деятельности, они отражают специфику производственного процесса и его направленность, выбранный стиль руководства и его действительность, эффективность философии предприятия.
С точки зрения науки, функции менеджмента должны обладать определенным смыслом, соответствовать разработанному механизму осуществления и выделяться своей структурой. Именно в рамках структуры завершается организационное обособление функции. Каждый сотрудник, каждый отдел внутри организации наделены своими функциями. И х содержание исходит из способностей сотрудников, направленности деятельности предприятия. У руководителя также имеются свои функции – он ответственен за принятие решения, распределение обязанностей между сотрудниками и поиск оптимальных путей по взаимодействию организации и общества. Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависит от:
- Типа организации – это может быть административная или общественная организация и, соответственно, административная и общественная функция;
- Размеров и сферы деятельности организации – производство, образование, бытовые услуги, торговая деятельность;
- Уровень руководства в управленческой иерархии – высший, средний и низший;
- Роли внутри организации – маркетинг и производство, финансовая деятельность, решение кадровых вопросов.
В зависимости от задач функции менеджмента классифицируют по следующим признакам:
- Первая группа – по содержанию процесса управления,
- Вторая группа - по принадлежности к сферам производственно-хозяйственной деятельности.
- Третья группа - по содержанию выполняемой деятельности и отдельных операций внутри управления коллективом.
В условиях общественного производства эксперты советуют обращать внимание на функции управления промышленностью, сельским хозяйством, транспортом. В сфере обращения это также функции управления финансами и торговлей, материально-техническим обслуживанием. Важно, чтобы менеджерская деятельность покрывала всю совокупность рабочих процессов, затрагивала сотрудников и реализовывала взаимодействие между руководителями и подчиненными. В противном случае велика вероятность снижения эффективности управленческой работы и, как следствие, утраты контроля над процессами. Без грамотно выстраиваемого руководства производственные процессы утрачивают свои качества и характеристики, отличаются хаотичностью, снижается качество производимых товаров и предлагаемых услуг.
Значение менеджмента как вида деятельности
Менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, функций и средств, форм управления производственными процессами. Основная его цель – повышение эффективности производства, увеличение прибыли от производственной деятельности. Кроме того, менеджмент – это одновременно и процесс, и особая многогранная система.
Менеджмент позволяет рассматривать взаимодействие субъектов и объектов и уровень, характер воздействия субъекта на объект управления. Также менеджмент сам по себе выражен в воздействии на объект с четко определенной целью. Некоторые исследователи рассматривают управленческую деятельность как особый механизм достижения цели. В управлении заложено руководство специфическими объектами – людьми. Поэтому менеджеры обучаются, им необходимы особые знаний и учет не только объективных, но и субъективных факторов. Когда, анализируя работу менеджеров, упоминают о том, что они ищут подходы к отдельным категориям граждан, то это буквально так и есть в реальности. Учитываются специфические характеристики личностей, их мировоззрение, уровень квалификации и образования, опыт и знания, умение применять знания в практической деятельности.
Менеджмент, интегрируя культурные ценности разных стран, становится общим для всех и переступает границы национальных государств. Многонациональными становятся не только производство и продажа продукции, но и менеджмент сверху донизу. Поэтому необходимо выделить две стороны менеджмента, отражающие его значение. Первая сторона состоит в определяющей роли менеджмента для успешного развития организации. Без управления, ориентации, создания необходимых условий, грамотного распределения ресурсов процветание компании просто невозможно. Вторая сторона определяет влияние менеджмента на развитие общества в целом.
Значение менеджмента состоит в необходимости управленческой деятельности. оно определяется наличием организаций, где люди регулярно осуществляют совместную деятельность, достигают общие цели. Именно в совместной деятельности рождается эффективность и качественный результат. Но в то же время совместная деятельность требует координации, согласования и обеспечения. Поэтому сегодня менеджмент – это не просто значимая составляющая в развитии организации. Это еще и очень популярное направление, которое представляет интерес не только для молодого поколения, но и для весьма опытных управленцев.