Все современные компании функционируют в рыночных условиях, которые характеризуются высокой степенью неопределенности и нестабильности внешней среды. В данных условиях эффективное управление нуждается в исполнении со стороны руководителей большого объема плановой и контрольной информации.
Основной задачей управленцев является разработка эффективной системы контроля.
Люди являются при этом неотъемлемым элементом контроля, поэтому в процессе разработки процедур контроля руководителю необходимо принять во внимание особенности восприятия и поведения сотрудников.
Понятие "контроль" (как и "власть") порождает у сотрудников в большей степени отрицательные эмоции. Для большинства работников контроль в первую очередь значит установление ограничения, принуждения, отсутствие самостоятельного выбора альтернативы и др.
По этой причине контроль часто относят к числу таких функций управления, сущность которого чаще всего понимают неправильно. Контроль включает в себя систему, в процессе которой руководство может установить, достигнуты ли запланированные цели и какие меры необходимы для тех ситуаций, когда они не достигнуты.
Основными функциями контроля можно считать:
Особенность контроля - двойственная роль в системе управления. В процессе глубокого объединения контроля с другими элементами системы управления при практическом применении нельзя точно выявить круг деятельности для сотрудника так, чтобы он мог относиться лишь к какому-либо единственному элементу управления (без взаимосвязи и взаимодействия с системой контроля).
Все функции управления (планирование, учет и др.) так или иначе интегрируются с контрольной, поэтому правильным утверждением является то, что контроль:
Эффективный контроль должен предусматривать соответствующие цели и задачи. Основные цели системы контроля:
В процессе достижения целей любой системы, необходима постановка и реализация соответствующих задач, заключающихся в достижении важных показателей в эффективности управления предприятием: