Характеристики организационной структуры управления
Формирование организационной структуры управления – это процесс разработки и внедрения организационной структуры, в рамках которой персонал занимается выполнением предназначенных ему функций, результатом совокупного исполнения которых становится достижение целей управления.
В любом виде деятельности требуется исполнительный механизм, который бы обеспечивал выполнение этой деятельности, осуществлял связь между требованиями управления и достижением желаемых результатов. Осуществление этой связи происходит через различные структуры.
Организационная структура характеризуется следующим набором характеристик:
Функции. У предприятия могут быть разные функции, количество и содержание которых зависит от масштаба, сферы деятельности, сложности производимых бизнес-процессов и т.д. Соответственно, выделяют основные функции (также называемые бизнес-функциями), в совокупности образующие бизнес компании, и вспомогательные, которые поддерживают эффективное выполнение основных (также называемые функциями управления). Итак, перед организационной структурой стоит задача обеспечения двух типов функций – ведения бизнеса и управления им,
Организационные звенья. Вся деятельность предприятия осуществляется персоналом, который для этого объединяется в организационные звенья. Каждое из организационных звеньев, представленное сотрудниками, выполняет конкретный набор функций (бизнес-функций или управленческих функций).
Определение 2Организационными звеньями называют структурные подразделения, которые формируются в соответствии с целями предприятия и бизнес-спецификой для организации работы персонала и управления им.
Иерархия. Для того, чтобы достичь эффективности работы, должны соблюдаться принципы управления. В частности, принцип структурирования элементов реализуется через выделение организационных звеньев. Кроме того, должна устанавливаться ответственность подразделений за выполнение назначенных им функций, а для несения такой ответственности их необходимо наделить соответствующими полномочиями. Выстраивание иерархии позволяет осуществить и структурирование, и распределение прав и ответственности. Одним организационным звеньям назначается ответственность перед другими. На более детализированном уровне внутри каждого из организационных звеньев определяется ответственность руководителя за действия исполнителей (подчиняющихся ему сотрудников). Таким образом, формируется сквозная цепочка подчиненности и ответственности, пронизывающая организационную структуру от верхнего до нижнего уровня. Она носит название «вертикаль управления» и характеризуется тем, сколько уровней подчиненности (ответственности) имеет. На первом уровне размещается высший руководитель, на втором – те подразделения, которые подчиняются непосредственно этому руководителю и т.д. На последнем уровне размещаются те руководители подразделений, которым подчиняются только исполнители (сотрудники, не участвующие в организационном управлении).
Итак, в организационной структуре должна быть сформирована вертикаль управления, которая обеспечивала бы эффективную и надежную связь между уровнями начиная с верхнего и до нижнего. Будучи инструментом исполнения, организационная структура в рыночных условиях должна служить не для формального управления бизнесом, а для такого его ведения, которое бы позволило обеспечить максимальное его приспособление к запросам потребителей и условиям окружающей среды.
Стадии формирования организационной структуры управления
Весь процесс формирования организационной структуры управления можно разделить на три большие стадии:
- Формирование общей структурной схемы. Оно всегда имеет принципиальное значение, поскольку задает ключевые характеристики предприятия, а также направления для углубления проектирования самой организационной структуры и других значимых аспектов системы (в первую очередь – способности перерабатывать информацию),
- Разработка перечня основных подразделений и действующих между ними связей. Организационные решения должны быть реализованы не только в целом по базовым линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и на уровне самостоятельных подразделений управленческого аппарата, распределения между ними конкретных задач и создания внутриорганизационных коммуникаций. Речь идет о таких структурных единицах, как бюро, отделы, секторы, лаборатории, управления, из которых состоят линейно-функциональные и программно-целевые блоки. Эти подразделения также могут иметь свою внутреннюю структуру,
- Регламентация организационной структуры. На этой стадии разрабатывается количественная характеристика управленческого аппарата, а также процедуры управленческой деятельности. Определяется состав внутренних элементов подразделений, проектная численность этих подразделений, между конкретными исполнителями распределяются задачи и ответственность, рассчитываются затраты на осуществление управления, устанавливаются показатели эффективности управленческого аппарата.
В последние годы наблюдается активная реорганизация управленческих структур как в крупных межотраслевых комплексах, так и в средних организациях, функционирующих в пределах одной отрасли или рыночной сферы. Важнейшими факторами, определяющими подобную реорганизацию, являются:
- активизация инновационных процессов в различных областях производственно-рыночной деятельности;
- развитие предпринимательства, предполагающего конструктивное использование творческой инициативы членов коллективов предприятий и организаций;
- внедрение информационных технологий, видоизменяющих управленческий процесс;
- усилие конкуренции.
Формирование организационной структуры оказывает определяющее воздействие на успешность функционирования предприятия.