Этика руководителя
Этика руководителя и этика подчиненного – это аспекты нравственного поведения индивидов, занимающих разное положение в трудовом коллективе.
Этика руководителя как система норм нравственного поведения начальника базируется на следующих компонентах:
- понимание и учет психологии подчиненных,
- формирование и развитие личностных качеств,
- культура управления – совокупность требований, которые предъявляются к личным качествам управленца и внешней стороне управленческого процесса,
- умение управлять своими эмоциями и чувствами в ходе личностного построения отношений с вышестоящими руководителями, коллегами, подчиненными.
Если менеджер не обладает знаниями в части этики, он не сможет реализовать эффективную мотивацию, стимулирование, поощрение подчиненных, а также производить конструктивную критику, высказывать претензии так, чтобы не обидеть человека.
В части стимулирования и мотивирования этика руководителя находит отражение в ряде правил:
- подчиненные должны иметь возможность открыто общаться с руководством и получать обратную связь,
- сотрудник должен иметь возможность профессионально и карьерно расти,
- у работников должно быть право принимать участие в составлении графиков работ и четкое представление об ожидаемых от них результатах,
- сотрудникам должна предоставляться информация как об отрицательных, так и о положительных результатах их работы,
- результаты работы должны подвергаться оценке, а трудовые достижения быть поощрены,
- каждый сотрудник должен лично отвечать за результативность и эффективность своей работы.
Чтобы слова поощрения оказывали стимулирующее воздействие, они должны отвечать следующим требованиям:
- относиться к конкретному действию, результату, выполненному заданию. Общие фразы оказывают существенно меньший мотивирующий эффект,
- высказываться своевременно. Человеку приятнее услышать похвалу сразу после выполнения работы, а не спустя длительное время,
- быть соразмерными. Излишние восторги по поводу незначительного достижения могут вызвать недоверие у исполнителя,
- быть правильно сформулированными, не допускающими двоякого толкования, обидного восприятия, не содержать отсылки к прошлым неудачам,
- озвучиваться в присутствии коллег, людей, которых поощряемый уважает, чье мнение для него важно.
Руководитель, опираясь на нормы этики, должен быть еще более осторожен с критикой, нежели с похвалой:
- ругать нужно не личность, а конкретный совершенный поступок. Нужно четко разграничивать «ты плохой» и «ты плохо поступил». В первом случае есть риск получить демотивирующий эффект: «раз вы все равно считаете меня плохим, я таким и буду». Важно учитывать индивидуальные особенности человека и мотивы поступка, за который следует наказание (случайный это промах или намеренное нарушение),
- нет смысла критиковать то, что подчиненный не сможет изменить – это вызовет обиду, а не стремление совершенствоваться,
- можно озвучивать свои чувства: «я недоволен качеством выполнения задания», «я огорчен результатами». Такие формулировки позволяют избежать возражений и ухода в «глухую оборону»,
- не следует интерпретировать поведение сотрудника, приписывать ему какие-то мысли и чувства – лучше опираться исключительно на факты,
- важно избегать менторского тона и поучающей манеры общения,
- критиковать надо своевременно, не копить обиды, не возвращаться многократно к давним ошибкам и просчетам,
- по возможности высказывать претензии нужно наедине (или в присутствии непосредственно задействованных лиц, но не всего коллектива),
- критика должна быть обоснованной и аргументированной.
Этика подчиненного
Этика руководителя, как правило, первична – именно он задает тон отношениям в коллективе. Но это не значит, что этика подчиненного менее важна. Уметь обратиться к своему начальнику не менее важно, чем знать, какие требования нужно предъявлять к подчиненным. Благодаря применению тех или иных норм можно сделать руководителя своим союзником, а пренебрегая ими – нажить врага.
Несколько базовых советов о соблюдении этики подчиненного:
- ключевая цель функционирования рабочего коллектива – это выполнение трудовых обязанностей. Не следует пренебрегать ими ради построения отношений в коллективе. В первую очередь нужно выполнять свою работу, а уже потом задумываться о других аспектах общения,
- по возможности стоит помогать руководителю создавать в коллективе доброжелательную нравственную атмосферу. Не нужно «дружить против кого-то», выбирать изгоев и настраивать коллектив против него, плести интриги и распускать сплетни,
- нецелесообразно давить на руководителя, командовать им или навязывать свою точку зрения. Все предложения должны высказываться в вежливой и тактичной форме,
- не нужно льстить руководителю, подлизываться к нему. Начальник – тоже человек, он тоже может ошибаться в каких-то вопросах, упускать важные детали из внимания. Вполне уместно высказывать свое мнение, если это будет способствовать повышению эффективности деятельности подразделения или организации,
- с крайней осторожностью нужно обращаться «через голову» к вышестоящему руководителю. Большинство управленцев негативно реагируют на такое игнорирование их. Разумеется, бывают экстренные случаи, когда вопрос должен быть решен оперативно, а непосредственный начальник вне доступа. Но в штатных ситуациях такое поведение воспринимается как пренебрежение, сомнение в компетентности или даже попытка претендовать на место начальника.
Кроме общения с руководителями (снизу вверх), этика подчиненного включает общение с коллегами (по горизонтали). В этих отношениях действует больше свободы, но главные принципы неизменны:
- не следует смешивать личное и рабочее. Разумеется, в коллективах часто складываются дружеские или даже любовные отношения, но они не должны противоречить трудовым интересам,
- не стоит поступать с людьми так, как не хотелось бы, чтобы они поступили с вами.