Этические нормы общения руководителя
Этика общения руководителя – это совокупность норм и правил, выступающих регулятором отношений в коллективе и способствующих успешной деятельности компании в достижении ее целей.
Если руководитель не соблюдает этику при общении с подчиненными, велика вероятность, что подчиненные тоже будут вести себя неэтично (как по отношению к руководителю, так и к другим сотрудникам и организации в целом). Если менеджмент не прикладывает усилия к регулированию этичных отношений, этот процесс может приобрести стихийный характер.
Каждый руководитель выбирает для использования тот или иной механизм регулирования этических отношений.
Под механизмом регулирования этических отношений понимают совокупность методов и средств, применяемых для того, чтобы направлять, координировать поведение работников.
В механизме регулирования важная роль отводится нормативному регулированию, состоящему из ряда элементов:
- на первом этапе происходит определение целей, который нужно осуществить,
- на втором этапе создается нормативный правовой акт, направленный на достижение указанных целей,
- на третьем этапе формируются условия для реализации норм, в том числе система контроля за их соблюдением. При этом нужно найти такие меры, которые не будут чрезмерно обременять работника, сковывать его инициативу.
В значительной степени на качество этических норм в организации влияет личность и авторитет руководителя.
Авторитетом руководителя называется его личное влияние на коллектив, приобретенное профессиональными знаниями, трудом, организаторскими способностями, умением работать с людьми, нововведениями.
Авторитет руководителя зависит от наличия культуры общения, выражающейся в нормах профессиональной этики. К этим нормам можно отнести:
- демократизм в общении с подчиненными,
- доступность и открытость к общению руководителя,
- внимательность,
- способность к созданию товарищеской доверительной атмосферы,
- корректность и вежливость в общении,
- ответственное отношение и точность,
- аккуратность и подтянутость,
- организованность и четкость поведения.
Нормы служебной этики являются внешней стороной поступков. Без соответствующей внутренней основы, выражающейся в нравственных убеждениях и установках, они не будут работать, не помогут руководителю построить эффективное общение с коллективом.
Особое место в системе правил общения с людьми играет культура речи. Она включает такие компоненты:
- умение и навыки правильно формулировать мысли,
- оптимальный темп речи,
- уместную эмоциональную окраску слов,
- владение мимикой и жестами.
Если речь руководителя невыразительная, несвязная, он не сможет убедить людей, обеспечить высокую эффективность общения. Сквернословие в речи начальников недопустимо – ни по отношению к подчиненным, ни по отношению к третьим лицам.
Умение хорошо говорить тесно связано с навыками логичного мышления. Необходимой предпосылкой его формирования является эрудированность, развитость умений анализировать и размышлять. Полезной будет практика в ораторском искусстве и активное пополнение лексикона.
Этические эталоны и образцы в общении руководителя
Руководителю в своем общении целесообразно опираться на ряд эталонов и образцов:
- нужно ориентироваться на превращение организации в сплоченный коллектив, в котором действуют высокоморальные нормы общения. Сотрудники в таком коллективе приобщены к целям организации. Единственный способ сформировать для человека психологически комфортную среду – дать ему возможность идентифицировать себя с коллективом. Однако не следует требовать полного слияния и растворения, каждый сотрудник остается личностью, желающей получить уважение к своей индивидуальности,
- если возникают трудности или проблемы, связанные с недобросовестностью работников, руководитель должен выявлять причины ее возникновения. Если подчиненный недостаточно компетентен, не нужно его постоянно этим попрекать, намного эффективнее мотивировать его на развитие и создать соответствующие условия. При этом можно опираться на сильные стороны личности,
- неуместно закрывать глаза на ситуации, когда подчиненные не выполняют распоряжения. С одной стороны, это прямое невыполнение руководителем своих обязанностей, с другой – сигнал подчиненному, что ему удалось провести начальника. Если работник не получит замечание, то с большой долей вероятности в следующий раз опять не захочет делать работу; эту порочную практику могут перенять и другие сотрудники;
- критика и замечания подчиненному должны отвечать требованиям этических норм. Руководителю важно собрать полную информацию о конкретном инциденте. В первую очередь, нужно дать сотруднику возможность самому объяснить причины произошедшего. Форма общения должна быть корректной, а сам разбор лучше проводить без свидетелей, один на один (из уважения к достоинству и чувствам человека, пусть даже и провинившегося),
- нельзя критиковать человека (личность) – только его действия, поступки и решения. Критика индивидуальных черт демотивирует («раз я такой плохой, буду вести себя соответственно»), в то время как критика поступка – путь к исправлению и недопущению ошибок в будущем,
- эффективно прятать критику между комплиментами. Такой прием называется «бутерброд». Его применение снижает негативность восприятия, уменьшает вероятность рьяного протеста со стороны критикуемого,
- руководитель не должен лезть с советами в личную жизнь подчиненных, даже если его прямым образом просят об этом. Если совет окажется неудачным, человек может затаить обиду, обвинить в провале руководителя, что негативно скажется на авторитете и уважении в рабочих ситуациях,
- отношение к подчиненным должно быть по возможности ровным, без выделения «любимчиков» и «изгоев»,
- распределение вознаграждений должно базироваться на справедливости и зависеть от заслуг в рамках конкретного проекта (временного отрезка), а не каких-то давних достижений и личных отношений.