Общая характеристика экономической диагностики управления финансами
Экономическая диагностика управления финансами – это процесс анализа и оценки экономических показателей работы компании по неполной информации, отдельным результатам для того, чтобы выявить возможные перспективы развития и последствия принимаемых управленческих решений.
Итогом диагностики по оценке состояния хозяйствующего субъекта являются выводы, которые используют в целях принятия важных неотложных решений, к примеру, о продаже или покупке предприятия, о целевом кредитовании, о прекращении деятельности.
Если рассматривать предприятие как механизм, постоянно совершенствующийся и трансформирующийся, закономерно возникает вопрос об отправной точке процесса изменений. Диагностические процедуры – это стартовая фаза для каждого реструктуризационного мероприятия. Перед тем, как начинать трансформацию, предприятие должно провести основательную диагностику. В среде западных финансовых менеджеров широко распространено использование терминов «финансовое здоровье».
Допустим, диагностику уже провели, нашли «болевые точки» предприятия, провели меры, направленные на улучшение его состояния – может возникнуть впечатление, что цель достигнута. Но финансовое состояние предприятия должно находиться под постоянным контролем. Анализ должен проводиться минимум раз в год, а по некоторым аспектам, имеющим наибольшее значение с позиций потенциальных рисков – ежемесячно.
Сохранение финансового здоровья – непростая задача в условиях современной жесткой конкуренции. Если компания не будет постоянно следить за своими ключевыми показателями, ее финансовые результаты быстро начнут ухудшаться по сравнению с предшествующими периодами. Снижается эффективность операционного механизма предприятия. В связи с этим менеджеры должны принять решение, какие параметры подвергать контролю. Для понимания причин «финансового нездоровья» требуется глубокое изучение бизнес-процессов. При диагностике предприятия выделяют два базовых объекта анализа:
- результат деятельности компании за анализируемый период и его текущее состояние,
- ключевые бизнес-процессы фирмы.
Из этого вытекает определение двух сфер применения диагностики:
- диагностика состояния и результатов функционирования компании,
- диагностика бизнес-процессов (управления предприятием).
Через основные диагностические объекты происходит увязка финансовой диагностики и общего диагностического процесса. Инструментарий диагностики не должен ограничиваться одними финансовыми показателями. Появление финансовых показателей должно происходить на финальной стадии диагностики. По сути, они являются замывающими: подсчет финансовых показателей позволяет оценить работу всего менеджмента за период. Но финансовые показатели не позволяют найти ответ о причинах явлений. Управление предприятием на основе одних финансовых коэффициентов не позволяет понять причины и вникнуть в факторы финансового нездоровья. Поэтому анализу должны подвергаться не только обеспечивающие финансовые функции процессы, но и остальные протекающие на предприятии бизнес-процессы.
Структура диагностики управления финансами
В структуре диагностики выделяют следующие элементы:
Диагностика состояния и результатов функционирования компании. Для данной части диагностики применяется обширный финансовый инструментарий. В него включается большое количество финансовых коэффициентов, причем часть из них дублирует друг друга, что делает необходимость использования их всех сразу сомнительной. Одним из основополагающих принципов финансовой диагностики является разумная достаточность применения методов финансового анализа. Смысл этого принципа состоит в том, что в диагностике нужно использовать только показатели, составляющие информационную основу в принятии решений управленческого характера. Этот принцип полезен на практике. Часто финансовый директор определяет длинный перечень рассчитываемых финансовых показателей, однако эти цифры поступают генеральному директору и никак не влияют на дальнейшее принятие решений в силу непонимания их значения. Намного эффективнее будет, если генеральный директор скажет, что ему важно для принятия решений, а финансовый директор подберет подходящие коэффициенты. Так можно будет найти слабые места фирмы.
Диагностика управления компанией. Чтобы реализовать принцип разумной достаточности, можно ограничиться следующим набором инструментов диагностики:
- непосредственное использование цифр из финансовых отчетов. Это первый шаг проведения диагностики. На основе слабо структурированных сведений сложно провести диагностику. При составлении финансовой отчетности первичные данные записываются в специальной форме – в виде баланса, отчета о финансовых результатах, о движении денежных средств и т.д. Опытный финансист по этим данным уже может сделать некоторые выводы о компании,
- проведение горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности. Вертикальный анализ представляет собой сопоставление основных показателей отчета между собой в рамках одного периода. Например, можно рассчитать долю оборотных и внеоборотных активов в имуществе предприятия. Горизонтальный анализ служит для исследования динамики – одноименные показатели сравниваются за разные периоды работы компании или для разных компаний.
- использование финансовых коэффициентов. Стандартный набор включает показатели операционной деятельности, структуры капитала, эффективности использования активов, ликвидности и платежеспособности, прибыльности и рентабельности, рыночные показатели функционирования. Рыночные показатели в большей степени относятся к акционерным обществам, для которых можно рассчитать прибыль на одну акцию, уровень дивидендных выплат и т.п.