Характеристика эффективных коммуникаций в организациях
Эффективные и неэффективные организационные коммуникации – это виды коммуникаций, выделяемые в зависимости от того, какой результат они приносят участникам.
Коммуникации могут сформировать серьезные препятствия на пути к достижению организацией ее целей. Информацию недостаточно просто передать – нужно, чтобы она была воспринята другой стороной. Коммуникационные процессы ориентированы на то, чтобы передаваемая информация была понята.
Под коммуникациями понимают процессы и результаты обмена информацией.
Эффективными признаются коммуникации, в результате которых руководитель получает возможность принять эффективное решение.
В коммуникационном процессе выделяют следующие ключевые элементы:
- отправитель – лицо или группа лиц, которые хотят сообщить информацию,
- сообщение – информация, идея, сведения и смысл, которые отправитель хочет передать,
- канал – способ передачи информации: письменный, устный, невербальный, телефонный и т.д.,
- получатель – лицо или группа лиц, до которых отправитель стремится донести информацию,
- код – система символов и знаков, с помощью которой передается содержание сообщения. Кодом могут быть произнесенные или написанные слова, мимика, жесты, согласованные заранее условные знаки и т.д.,
- помехи (шумы) – то, что искажает содержание передаваемого сообщения,
- контекст – окружающая среда, ситуация, обстановка, включающие индивидуально различимые смыслы и ассоциации,
- обратная связь – отклик (реакция) получателя на принятое им сообщение.
Итак, в коммуникационном процессе можно выделить следующие этапы:
- формирование отправителем сообщения для передачи. Начинается с осознания желания передать информацию и включает формулирование идеи,
- выбор канала передачи данных и выражение сообщения с применением системы кодирования,
- передача по каналу закодированного сообщения,
- принятие получателем закодированного сообщения,
- расшифровка закодированного сообщения, восприятие его идеи,
- реакция получателя на сообщение.
Поскольку ни один код не является совершенным, контекст интерпретируется разными людьми по-разному, а в любом канале имеются шумы, каждый из этапов коммуникативного процесса может закончиться существенным искажением передаваемого сообщения. Причем в межличностных и организационных коммуникациях проблемы несколько различаются:
- для межличностных коммуникаций типичны проблемы, связанные с индивидуальными особенностями участников коммуникации и особенностями восприятия ими контекста,
- для организационных коммуникаций главная проблема – создание эффективной системы передачи сообщений.
Причины неэффективности межличностных коммуникаций
Межличностные коммуникации сталкиваются со следующими основными барьерами:
- барьеры восприятия. Интерпретация смысла сообщений допускает неоднозначность. В зависимости от различий в индивидуальных контекстах разные люди воспринимают одно и то же по-разному. Обычно это проявляется в форме конфликта между компетентностными сферами и порождает преграды, связанные с установками людей,
- семантические барьеры. Смысловые оттенки слов трактуются неоднозначно. На них влияют в том числе паралингвистические факторы, такие как тон речи, ее скорость и интонация, а также невербальные факторы, такие как мимика, жесты, взгляд, поза,
- барьеры обратной связи. Если обратная связь будет неэффективной, отправитель не получит достаточную информацию о правильности восприятия получателем его сообщений,
- неумение слушать. Большинство людей ориентируется на экспрессию своего внутреннего мира, а не на анализ и восприятие поступающей извне информации.
Для того, чтобы минимизировать действие этих барьеров и повысить эффективность межличностной коммуникации, получателям сообщений целесообразно применять следующие правила:
- для начала перестать говорить,
- помочь раскрепоститься и преодолеть стеснение говорящему,
- показать готовность к слушанию,
- устранить раздражающие факторы,
- сопереживать говорящим,
- быть терпеливыми,
- сдерживать проявления своего характера,
- не допускать критики и споров,
- задавать вопросы,
- еще раз: перестать говорить самому.
Отправители сообщений тоже должны соблюдать определенные правила:
- прояснять свои мысли до начала передачи их другим людям,
- быть восприимчивыми к потенциальным семантическим трудностям,
- следить за мимикой, выражением лица, интонациями, позами,
- выражать готовность понимать и открытость,
- добиваться установления обратной связи. Для этого можно задавать вопросы, попросить собеседника повторить высказанные мысли, контролировать результаты восприятия и оценивать язык жестов и поз слушателей,
- в любой момент быть готовым ответить на возникшие у слушателей вопросы.
Причины неэффективности организационных коммуникаций
Эффективность организационных коммуникаций снижается за счет:
- искажения сообщений. Это происходит как непреднамеренно, в силу трудностей межличностной коммуникации, так и сознательно, если менеджеры среднего звена не согласны с передаваемыми через них сообщениями и трансформируют их в своих интересах. Факторами искажения могут стать фильтрация, статусные различия, страх перед наказаниями или чувство бессмысленности коммуникации,
- информационные перегрузки. У системы и людей, входящих в нее, есть предел способности обрабатывать поступающие сведения. При превышении этих пределов восприятие становится невозможным,
- неэффективность организационной структуры. Чем выше вертикаль власти в организации (чем больше в ней уровней иерархии), тем сильнее искажается информация при передачи снизу вверх или сверху вниз,
- некомпетентность сотрудников,
- конфликты между отдельными работниками или подразделениями,
- низкая эффективность системы распределения задач и организации работы предприятия.
Организация систем обратной связи – один из важнейших инструментов повышения эффективности организационных коммуникаций.