Эффект масштаба
Эффективность организации – это характеристика, показывающая, какую отдачу в контексте достижения целей функционирования дает вложение ресурсов в данную организацию.
Для того, чтобы объяснить различия в эффективности крупных и небольших организаций, экономисты оперируют понятием эффекта масштаба.
Под эффектом масштаба понимают изменение средних издержек в зависимости от объемов производства.
Эффект масштаба бывает двух видов:
- положительный эффект масштаба,
- отрицательный эффект масштаба.
Смысл положительного эффекта масштаба состоит в том, что средние затраты на производство единицы продукции уменьшаются по мере увеличения производства, а отрицательный – напротив: средние затраты на производство единицы продукции увеличиваются по мере увеличения производства. Как правило, до какой-то критической точки действует положительный эффект масштаба, а при увеличении объема производства сверх нее – отрицательный эффект масштаба.
Факторы положительного эффекта масштаба обуславливают те преимущества, которые получают крупные предприятия по сравнению с малыми, и за счет которых средние издержки снижаются. Можно выделить следующие группы факторов:
- Технические факторы. К примеру, крупное предприятие может достичь более высокой производительности труда за счет более глубокой специализации выполняемых работ (отдельными сотрудниками или отделами). Например, в малых предприятиях часто на бухгалтера возлагают функции ведения не только всего бухгалтерского учета, но и кадровый учет, а в крупных этим занимается несколько отделов – бухгалтерия (причем разные участки учета поручаются разным бухгалтерам), отдел кадров, отдел персонала и т.д. Аналогично и с работниками, занятыми в основном производственном процессе – им не приходится быть «мастерами на все руки». Доведенная до предела специализация в конвейерном производстве в начале XX века стала крупным технологическим прорывом. Кроме того, крупное предприятие может обеспечить полную загрузку мощного оборудования – на малом предприятии оно будет простаивать часть времени и окупится не скоро,
- Экономический маркетинг. Крупное предприятие может экономить за счет маректинговых закономерностей. Например, закупая большую партию сырья или материалов, оно может рассчитывать на оптовые скидки. За счет этого возникает экономия (единица сырья стоит дешевле). Кроме того, снижаются логистические затраты (на погрузку, упаковку, доставку) оптовой партии в пересчете на единицу. Для контроля закупок (в том числе мониторинга цен и качества приобретаемых материалов) крупная компания может нанять специалиста или даже сформировать отдел закупок. Также преимущества касаются и маркетинга сбыта продукции: крупные компании оперируют большими рекламными и маркетинговыми бюджетами, которые в пересчете на единицу продукции обходятся меньше, чем малым предприятиям,
- Финансовая экономия. Крупным фирмам проще найти источники финансирования, соответственно, они имеют больший выбор и могут привлекать более дешевый капитал. Это обусловлено тем, что они вызывают у кредиторов больше доверия как за счет большей известности, сформированной репутации, так и за счет более высокой стоимости активов, более высокой оценки банками возможности взыскать с них задолженность в случае невыплаты,
- Экономия, связанная с факторами риска. У крупных компаний больше возможностей распределить риск – диверсифицировать как продукцию (выпускать разные ее виды), так и рынки сбыта. В таком случае при падении спроса на одном из рынков (или на один из видов продукции) это может в какой-то степени быть компенсировано ситуацией на другом рынке (с другой продукцией). Например, если фирма производит мороженое, в случае холодного лета спрос на ее продукцию будет небольшим, но если также она выпускает шоколадки – это сгладит провал в объемах продаж.
Фактором отрицательного эффекта масштаба является сложность управления крупным производством. Рост бюрократизма, слабость контроля за многочисленными службами и отдаленность руководителей от рабочих способствуют развитию неэффективного производства.
Трансакционные издержки крупных предприятий
Наиболее эффективный размер предприятия зависит от трансакционных издержек, с которыми сталкивается производство.
Трансакционными называются издержки, которые относятся не непосредственно к производству продукции предприятия – затраты на сырье, материалы, заработную плату основных рабочих и т.д., а на сопутствующие производственному процессу процессы сбора и поиска информации, нужной для деятельности организации, заключение контрактов, сделок, договоров и т.д.
Можно выделить следующие разновидности трансакционных издержек, в значительной степени влияющие на эффективность крупных компаний:
- издержки поиска информации. Речь идет в основном об информации, связанной с поиском контрагентов, предлагающих наиболее выгодные условия. Перед заключением сделки компания должна собрать данные о партнере, сравнить все альтернативы,
- издержки заключения контракта. Для заключения необходимого соглашения требуется произвести затраты как времени, так и денег. Переговоры по условиям требуют приложения определенных усилий, дополнительных затрат может потребовать оформление документов, заверение их у нотариуса, юридические консультации и т.д.,
- издержки измерения. Издержки измерения выше, если покупатель не обладает необходимыми знаниями, позволяющими самостоятельно оценить товар. Также ему может потребоваться приобретение специального оборудования для проведения исследований. Когда предприятие регулярно закупает большие партии однотипного товара (сырья, материалов), эти издержки распределяются на больший объем,
- издержки спецификации и защиты прав собственности,
- издержки оппортунистического поведения (т.е. связанные с сокрытием информации, обманом и нечестностью).