Общая характеристика лидера и руководителя
Динамика групп и лидерство в системе менеджмента – это направления исследования в рамках науки управления и менеджмента.
Для того, чтобы описать человека, занимающего руководящий пост, в литературе используются разные термины. Чаще всего встречаются два из них:
- руководитель,
- лидер.
Однако, эти слова нельзя считать синонимами.
Лидер – это участник группы, который обладает весомым авторитетом в глазах ее остальных членов и оказывает управляющее влияние на их действия.
Характеристике лидера соответствуют такие черты:
- умение оказывать влияние на межличностные отношения в коллективе,
- умение использовать симпатии и антипатии, принятие и непринятие.
Позиция лидера не определена в штатном расписании, она возникает стихийно. Для лидера важно брать на себя ответственность и уметь вести других за собой. Лидер может использовать неформальные санкции. Выдвижение лидера происходить из коллектива, когда другие члены группы признают за ним право брать на себя решения и нести за них ответственность. В рамках рассматриваемой группы лидер выступает наиболее значимым лицом.
Руководитель – это официальное признание организаторских и профессиональных заслуг работника.
Вышестоящие органы рассматривают руководителя как проводника их воли, в связи с чем к его личности предъявляются определенные требования. Назначение руководителя коллектива производится извне, со стороны более высокопоставленных руководителей. Руководителя наделяют властными полномочиями и правом применять к членам коллектива официальные санкции. Руководителя назначают, чтобы он решал определенные задачи.
Итак, между лидером и руководителям имеются следующие отличия:
- неформальные лидеры участвуют в межличностных отношениях, а официальный руководитель – в официальных,
- определение лидера происходит стихийно, а официального руководителя – в результате процедуры назначения или избрания,
- положение официального руководителя стабильно, а лидера может меняться в зависимости от ситуации и настроения в коллективе,
- руководителю доступны определенные санкции, лидер может пользоваться только неформальными инструментами,
- лидеры могут действовать в любых сообществах, а сфера действия официального руководителя определяется рамками постановлений, инструкций и законов.
Однако у лидеров и руководителей есть не только отличия, но и общие черты:
- лидеры и руководители осуществляют организацию и координацию отношений между членами социальных групп,
- и руководители, и лидеры оказывают социальное влияние в коллективе или группе,
- и лидерские, и руководительские позиции связаны с субординацией в отношениях. Иногда происходит трансформация – лидер превращается в руководителя, а руководитель выступать и лидером коллектива.
В управлении – формальном или неформальном – важную роль играет человеческий фактор. Поэтому и лидеры, и руководители должны иметь знания по психологии. Современная наука управления включает разделы психологии, реализует психологические подходы к функционированию организаций. Руководитель должен уметь найти оптимальные методы осуществлять управление эффективным образом. Работа руководителя имеет много привлекательных сторон:
- широкие возможности личностного развития,
- возможность самореализоваться, решать творческие задачи,
- престиж,
- высокая оплата.
Но нужно понимать, что она сопряжена и с большой ответственностью. Нередко руководителю приходится решать сложные задачи в условиях неопределенных перспектив, критических ситуаций, нехватки времени.
Динамика групп в системе менеджмента
Группы развиваются, не стоят на месте. Для большинства групп характерно последовательное прохождение стандартных пяти этапов их жизненного цикла:
- Формирование группы. На этом этапе люди объединяются в неформальную или формальную группу (превращаются в ее членов). После того, как произошло объединение в группу, определяет цель группы, ее структура, стиль и принципы руководства. Завершение этапа – появление у членов группы ощущения, что они составляют единый коллектив.
- Смятение. На этом этапе в группе возникает внутренний конфликт, связанный с тем, что члены группы сопротивляются ограничениям и контролю, возникающим в связи с работой в группе. Начинается борьба за распределение ролей, лидерство в группе. Завершение этапа – определение лидера, складывание иерархической структуры распределения властных полномочий.
- Упорядочение. На этом этапе формируются тесные связи между членами группы, происходит сплочение. Завершение этапа – закрепление внутригрупповой структуры, признание и принятие ее со стороны членов группы, определение общих социальных норм.
- Выполнение работы. На этом этапе группа уже является полностью функциональной, ее члены тратят энергию непосредственно на решение стоящих перед группой задач (а не на передел власти и распределение ролей, как было на предшествующих этапах). Для постоянной рабочей группы этот этап является финальным.
- Расформирование. Этот этап характерен для временно создаваемых групп (комитетов, комиссий и т.д., ориентированных на решение конкретной задачи). На этом этапе внимание сосредотачивается на том, чтобы свернуть деятельность. Члены группы более сконцентрированы на перспективах работы в новом коллективе, а не на достижении задач расформировываемой группы.
При рассмотрении этих этапов появляется возможность лучше понять, с какими проблемами сталкиваются группы по мере своего развития. Важно понимать, что не обязательно каждая группа проходит через все описанные стадии, иными словами, из всех правил есть исключения.
Исследование динамики группы – важная предпосылка формирования эффективного управления. Если в группе происходят позитивные изменения, управление облегчается, становится более результативным. Для членов группы это означает взаимоподдержку, взаимопомощь, хорошую социально-психологическую атмосферу и естественную дисциплину.