Чарльз Хэнди (1932) – английский исследователь, теоретик менеджмента, специализируется в области организационного поведения. Среди идей Хэнди – «организация в форме трилистника», где профессиональные работники, внештатные и временные сотрудники формируют отдельный «лист», держащийся на одном стволе.
Начало карьеры
Хэнди родился в Ирландии, учился в школе Бромсгроув. В 1956 г. закончил Оксфорд, затем пошел работать в Shell International Petroleum, где проработал до 1965 г. Работал экономистом в Charted Consolidated до 1966 г. Затем стал преподавать в Массачусетском технологическом институте (1967 г.), позже – в Школе Бизнеса в Лондоне (1968-1972 гг.). В 1972 г. стал профессором этой школы, лекции приезжал читать лишь периодически. С 1981 г. сосредоточился на чтении публичных лекций и написании книг.
Управлял Королевским Обществом Искусств с 1987 по 1989, почетный доктор наук Бристольского Политехнического университета.
Выпустил ряд книг по теории менеджмента и организационному поведению, первая из которых – «Осознание организации» – стала классическим пособием. Основные идеи Хэнди содержатся в книге «Будущее труда» (1984 г.). Хэнди входит в список 50 наиболее влиятельных ныне живущих аналитиков менеджмента.
Концепции
Взгляд Хэнди на лидерство заключается в том, что лидер должен обладать рядом определенных качеств и «моральным компасом», чтобы управлять группами людей. Среди важных качеств Хэнди выделяет:
- Умение четко выстроить взгляд на будущее, знать, куда организация движется, особенно в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
- Умение озвучить свой взгляд на будущее таким образом, чтобы затронуть умы и сердца последователей. Нет смысла быть оторванным от людей футурологом и рисовать образы будущего организации.
- Уметь убедить и говорить так, чтобы лидеру верили. Для этого лидер должен быть сам уверен в том, о чем говорит.
У организации в целом, по словам Хэнди, должна быть своя, уникальная цель. Четкая цель помогает сотрудникам иначе относиться к своим рабочим обязанностям. Цель и идея помогают преобразованию сотрудника из простого работника в соратника организации.
При этом формулировка цели должна включать в себя не абстрактные, а конкретные и простые понятия, ориентированные на благо окружающих (поэтому «увеличить долю рынка» - неверная формулировка, а «дать людям необходимые товары» - верная).
Организация в форме трилистника
Концепция Хэнди представляет символический «трилистник», где сочетаются три типа рабочей силы, соединенные воедино.
Хэнди опирается на убеждение, что люди – самая важный ресурс организации. Когда в одной организации сочетаются внештатные сотрудники, консультанты и сотрудники на полную ставку, можно получить рост эффективности. У разных типов сотрудников разные ожидания от организации, поэтому ими необходимо управлять по-разному.
Первый тип сотрудников – на полную ставку – это высококвалифицированные профессионалы, часто на позициях менеджеров среднего звена, ядро организации, близкие к ее идеям. Второй тип – внештатные сотрудники – могут не обладать высокой квалификацией, сотрудничают с организацией только периодически, могут иметь гибкий график работ, достаточно далеки от идей организации. Третий тип – консультанты и работники на неполной ставке – близки к организации, поддерживают высокие стандарты качества работы, могут поддерживать идеи организации. Подобная структура позволяет снизить издержки организации за счет покупки необходимых услуг лишь периодически.