Ценностно-ориентированное управление проектами - это один из способов организационного управления проектами, в основе которого лежит внедрение в мышление менеджера личностных человеческих предпочтений.
Общие сведения о ценностно-ориентированном управлении проектами
Подходы к управлению проектами интенсивно сменяли друг друга и эволюционировали в течение последних 100 лет. До середины прошлого века в управленческой среде доминировал традиционный подход системного управления по инструкциям. Ему на смену пришел другой способ, который до сих пор пользуется большой популярностью - управление по целям.
Последние десятилетия отмечены для организационного менеджмента появлением двух новых параметров, характерной чертой которых является субъективный характер оценки - качество и ценности. Следовательно, сформировалось ценностно-ориентированное управление, или управление на основе ценностей. В качестве его основной цели провозглашается внедрение в мышление управленцев всех уровней личностных человеческих предпочтений.
В условиях современного динамично развивающегося бизнеса ценностно-ориентированное управление демонстрирует высокую эффективность, что объясняет стремление многих компаний внедрить его у себя. С этой целью руководству нужно установить, какая ценностная структура сложилась в компании, и описать ценности в поведенческих проявлениях.
Предпосылки и варианты формирования ценностей организации
Реализация проектов и их программ на основе ценностного подхода обычно проявляется в решении следующих задач:
- определить миссию (т. е. провести профилирование миссии), что станет предпосылкой для расширения потенциальной ценности проектов;
- разработать такую архитектуру программы, которая сделает возможной, с одной стороны, автономную работу составляющей ее группы проектов, а с другой стороны, ее интеграцию в программу для максимизации добавленной ценности;
- сформировать стратегию программы проектов с учетом наличия горизонтальных и вертикальных цепей формирования ценности;
- создать критерии, по которым будет оцениваться добавленная ценность, полученная после полной реализации всей программы развития;
- руководить сообществом, которое по своей сути представляет собой интеллектуальное пространство создания ценности в бизнес-окружении.
Решение вышеперечисленных задач и совершение других действий, которые необходимы для полноценного осуществления ценностно-ориентированного управления проектами, довольно часто затрудняются возникновением различных проблем. В зависимости от того, какой этап своего развития проживает организация, эти проблемы могут быть поделены на две группы: проблемы роста, т.е. вызванные отсутствием у организации достаточной зрелости, и организационные трудности, которые с большой сложностью поддаются исправлению.
Как показывает практика, используют три варианта формирования ценностей в процессе развития организации. Во-первых, ценности формируются у организации спонтанно. Обычно общие ценности возникают по мере того, как друг с другом взаимодействуют работники. Если же у них меняются отношения, мотивации, жизненные приоритеты, то это непременно приведет к изменению ценностей.
Кроме того, спонтанное формирование ценностей может быть следствием попыток копирования (повторения, воспроизведения) впечатляющих моделей заинтересованных сторон. Хотя и они сами могут принимать ценности неформальных лидеров и авторитетов.
Во-вторых, ценности формируются у организации осознанно как результат проведения руководством продуманной политики. Она выражается в непосредственном формулировании ценностей, которые имеют стратегическую значимость для организации. Затем эти ценности нужно сделать популярными у работников организации, ради чего, в частности, подготавливают специальные презентации, в различных формах содействуют носителям ценностей, иными способами стимулируют копирование и тиражирование поведение в соответствии с организационными ценностями.
В-третьих, ценности формируются у организации в результате регламентации поведения сотрудников правилами, нормами, традициями. Другими словами, формирование у работников организации ценностей является следствием выполнения ими должностных обязанностей и правил, осуществления делового взаимодействия и межличностного общения.
Процесс ценностно-ориентированного управления проектами
Согласно действующим стандартам проектного менеджмента, процесс ценностного-ориентированного управления проектами начинается с описания миссии. Данная миссия выражает суть той организационной ценности, которая является доминирующей и выступает как основа для разработки соответствующей стратегии. Далее происходит трансформация стратегии в главную цель программы/портфеля проектов, которая подлежит декомпозиции на подцели и задачи, выражающие приоритетные аспекты развития организации.
В процессе ценностно-ориентированного управления проектами в основном выполняют три функции: идентификация (выявление), создание и навязывание ценностей. Идентификация ценностей зачастую происходит через имитацию и копирование продуктов, которые несут в себе ценность. А созданием и навязыванием ценностей, как правило, занимается руководство организации через принятие специальных обязательных для выполнения внутренних актов, стимулирование различного рода, презентации и переговоры и т.д.
Таким образом, управление проектами, программой, портфелем может быть выполнено на основе ценностей. Суть данного подхода состоит в учете личностных человеческих предпочтений, а его основой выступает деловое и межличностное взаимодействие работников.