Эволюция бюрократии в России
Россия обладает весьма богатой историей. На всем ее протяжении страна смогла пройти множество этапов развития управленческой мысли. Важная роль в ней отводится вопросам становления и развития бюрократии, которая на современном этапе развития российского общества является неотъемлемым его элементом. Основные этапы становления и развития бюрократии в России представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Этапы эволюции российской бюрократии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первые предпосылки к началу формирования бюрократии в нашей стране было положены еще в допетровской России. Именно тогда начала формироваться система управления, предполагающая зависимость карьеры от личных профессиональных качества. Преломясь через золотоордынскую призму в Россию пришел китайский образец управления, основным заимствованным элементом которого стали налоги.
Первые функционально-специализированные органы управления (в государственной сфере) были сформированы в XVI веке. В то время их именовали «приказами», а работающие в них незнатные дьяки со временем стали играть не менее важную роль в обществе, нежели знатные бояре. Именно в это период и были сформированные первые черты российской бюрократии. Свою устойчивость они сохранили и в последующие века.
Новый импульс к развитию бюрократии был обусловлен эпохой правления Петра I. Ориентируясь на опыт западноевропейских стран, он осуществил попытку замены потомственных бояр профессиональными чиновниками. В результате был сформирован новый орган государственного управления – Сенат. Петровские реформы добавили с бюрократию новые элементы, заимствованные от европейского абсолютизма.
Первым прообразом бюрократической организации стал аппарат государственной власти. Он выстраивал иерархию управления, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих, а также закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом.
В эпоху императорской России бюрократия в большей степени тяготела к восточному варианту. Она не была подконтрольна интересам общества, а также отличалась невысокой эффективностью и высокой степенью коррумпированности. В этот период на первый план в управлении выходили неформальные отношения, в виду чего четкая профессиональная специализация и зависимость карьерного роста от служебных компетенций отсутствовали. В российскую модель были вплетены отдельные элементы рациональной бюрократии.
В период советской власти был сформирован новый тип бюрократизации управления. Он предполагал высокую степень зависимости управления от политической лояльности правленцев при Сталине и личных связей при его приемниках. Штат управленцев рос непропорционально его качеству.
С распадом Советского союза началась активная борьба с бюрократией, особенно в государственном секторе. В 1990-е гг. была проведена тотальная приватизация, основным аргументом в пользу которой выступало утверждение о том, что частные предприниматели будут управлять предприятиями гораздо эффективнее государственных чиновников. Тем не менее, аппарат государственно власти по-прежнему остается весьма бюрократизированным. Что же касается частных структур, бюрократический стиль управления также имеет место быть, особенно в крупных организациях.
Особенности современной бюрократии в России
В России бюрократия традиционно отождествляется с аппаратом государственного управления и властью чиновников. В данном контексте ее принято делить на три вида:
- федеральная;
- региональная;
- местная.
В первом случае речь идет о кремлевских управленцах, во втором – об управлении на уровне областей и республик, в третьем – об городском, районном и поселковом управлении. Основным принципом развития управленческих отношений между представителями государственной власти выступает иерархичность власти (кто занимает более высокое положение, то и собирает «дань» руками тех, кто «ниже»).
Применительно к микроуровню, непосредственно связанному с построением организационных структур управления корпорациями, предприятиями, фирмами, бюрократия воспринимается на определенный тип организации менеджмента.
Менеджмент – это совокупность методов управления организацией.
Основополагающими функциями менеджмента традиционно считаются организация, планирование, руководство, мотивация и контроль. Без него эффективное управление организацией, особенно в долгосрочном периоде, не представляется возможным. Менеджмент, основанный на бюрократии, находит свое отражение в так называемом бюрократическом управлении.
Бюрократическое управление – это управление организацией в рамках четко разработанных правил и предписаний.
На современном этапе бюрократическое управление в условиях российской действительности опирается на традиционную модель М. Вебера. В соответствии с этой моделью основными чертами бюрократии, характеризующими ее сущность, считаются:
- иерархичность управления;
- порядок подчиненности;
- разделение труда;
- наличие и жесткость регламентированных правил и процедур, ограничивающих свободу принятия решений;
- определение должностных функций работников на основе формальной закрепленных правил и инструкций;
- реализация официальных процедур подготовки должностных лиц;
- использование профессиональных и деловых критериев для карьерного роста;
- лояльность работников по отношению к организации и пр.
Характерной российской особенностью развития и функционирования бюрократии на различных уровнях и в различных сферах менеджмента по-прежнему остается использование принципов и методов криминального управления. Главным элементом такого управления считается коррупция. В наибольшей степени она развита в сфере «политического менеджмента». Несмотря на множественные меры, принимаемые ей в противовес, борьба с этим явлением продолжается до сих пор.