Понятие бизнес-консалтинга
Бизнес-консалтинг – это процесс консультирования руководителей, управленческого штата и других сотрудников компании по хозяйственным, административным, юридическим и производственным вопросам.
Изменения в современном бизнесе происходят стремительно и безостановочно. Технологии постоянно совершенствуются, формируются новые рынки сбыта, возрастают запросы клиентов. Если организация не сменит тактику вовремя, учитывая условия, это спровоцирует застой и регресс.
Консалтинг – это интеллектуальная деятельность с практической направленностью. Профессиональное консультирование заключается в выявлении проблемы, ее анализе, разработке плана спасения и его внедрении на практике.
Каждая консалтинговая фирма обладает собственным инструментарием и методиками работы. Например, популярным и востребованным является такой способ консультирования, как коучинг.
Особенность данной методики заключается в том, что коуч не дает клиенту готовые инструкции и рекомендации. Он задает клиенту правильные вопросы, ставя его в такие условия, чтобы он сам мог найти способ решения поставленных перед ним задач. Иными словами, в процессе коучинга идет развитие личностных и деловых качеств ученика.
Задачи, которые решаются бизнес-консалтингом:
- разработка эффективного бизнес-плана;
- помощь в инвестиционных решениях;
- ревизия всех бизнес-процессов;
- разработка маркетингового плана и реализация на практике новых стратегий продаж;
- усиление управленческого аппарата компании;
- изучение новых технологий.
Услуги бизнес-консалтинга
Главной задачей бизнес-консалтинга является повышение эффективности работы компании. Средства достижения цели напрямую зависят от ситуации. В отдельных случаях нужно кардинально менять на предприятии подход к ресурсам, а в других – налаживать взаимодействие с клиентами, в третьих – модифицировать управленческую структуру.
Основные услуги бизнес-консультирования включают:
- Оценка бизнеса – основной тип деятельности консультантов. Специалисты занимаются анализом и оцениванием работы компании, исследованием рынка сбыта, определением причин падения доходов, выявлением участков, нуждающихся в усилении. Результатом такой работы является перечень рекомендаций, как повысить производительность, модернизировать и развить компанию.
- Подготовка плана улучшения бизнеса – консультанты, на основании проведенного анализа, занимаются разработкой поэтапного плана улучшения работы компании и повышения прибыли. В плане учитывают экономические и финансовые возможности организации, человеческие ресурсы. Ни один советник не может руководствоваться исключительно опытом или интуицией, все выводы специалистов должны быть обоснованы и подкрепляться доказательной базой.
- Создание маркетингового плана – не в каждой организации есть штатный специалист по маркетингу, так как содержание такого сотрудника не всегда рентабельно. Вместе с тем любой бизнесмен знает, что успешное продвижение продукта на рынок – основной двигатель торговли. Консультанты по маркетингу могут оптимизировать бюджет для рекламы, найти новые медиа каналы, используемые для продвижения услуг и товаров. Правильно позиционировать продукцию на рынке – половина успеха. Вторая половина – результат взаимодействия с целевой аудиторией.
- Помощь в управлении персоналом – это каркас, на котором базируется работа целостного предприятия. Без управления бизнес распадается на ряд элементарных частиц, и они могут погрузиться в первозданный хаос. Управленческий консалтинг повышает качество управления, минимизируя затраты времени на выполнение распоряжений, ликвидируя лишние потоки информации. Специалистами на производстве внедряются новые управленческие техники, обучают состав руководителей, налаживают оперативную связь отделов.
- Консультирование по развитию бизнеса – советники могут дать совет всем, кто в нем нуждается – директору, начальнику отдела, технологу, юристу, бухгалтеру и вахтеру компании.
Шаги по улучшению бизнеса
Услуги консалтинговых агентств будут полезны в первую очередь для компаний, у которых есть конкретные проблемы – производственные, управленческие, финансовые и юридические. Но даже вполне прибыльный бизнес может быть улучшен и модернизирован с помощью консалтинг.
В связи с этим многие крупные компании сотрудничают с консультантами постоянно. Например, раз в 6-7 месяцев на предприятие приходят консалтеры, проводящие полномасштабную ревизию, выявляя слабые места и устраняя недостатки на зачаточной стадии.
Шаги улучшения бизнеса:
Выбор консалтинговой компании. Включает поиск новых компетентных консультантов, с учетом того факта, что в России консалтинговая индустрия только начинает интенсивно развиваться.
Критерии выбора консалтинговой фирмы:
- опыт работы – желательно, чтобы он составлял более 10 лет;
- число успешных проектов;
- постоянные партнеры их числа известных и крупных компаний;
- квалификация и авторитет отдельных сотрудников;
- грамотно оформленный и функционирующий сайт.
Заключение договора и оплата услуг – обязательным условием работы выступает заключение договора с компанией. В документе необходимо указать:
- сроки выполнения работы;
- полный перечень услуг и их цена;
- условия досрочного расторжения договора;
- обязанности обеих сторон.
Могут быть заключены и разовые соглашения, и долгосрочные на абонементной основе.
Предоставление необходимых для анализа данных – консультанты могут использовать документы, помогающие изучить и проанализировать с разных сторон все аспекты деятельности компании. Нужно доверять советникам, тогда они ответят ударным трудом. Чем больше информации получат специалисты, тем более результативна будет их работа.
Утверждение плана реализации изменений – после того, как разработан план изменений, советники должны согласовать его с заказчиком. На данном этапе необходимо проверить, хватит ли у компании ресурсов для внедрения запланированных изменений на практике.
Внедрение изменений и организация системы контроля – финальная стадия. Руководство должно взять на себя ответственность за контроль исполнения задачи. При необходимости сотрудников должны обучить новым навыкам и разъяснить суть и задачи нововведений.