Понятие и цели аттестации персонала
Аттестация персонала - это систематическая кадровая процедура, которая организуется на официальном уровне и осуществляется в заранее унифицированной форме.
Аттестованные сотрудники имеют подтверждение, что текущий уровень их знаний и навыков полностью соответствует требованиям компании. Аттестация производится в форме экзамена, тестирования, интервью и аудита. Аттестовать сотрудников могут эксперты в области управления, а также педагоги, осуществляющие переподготовку сотрудников. Как правило, для аттестации собирается инспекция, которая производит проверку уровня знаний и осуществляет сертификацию сотрудников. Также в результате аттестации определяются сильные и слабые стороны сотрудников, выявляются проблемные точки, после чего инспекцией выдвигаются предложения по нормализации ситуации.
Оценивание производится в соответствии с унифицированной формой. Инспекция производит освидетельствование каждого сотрудника, путем экспертизы определяются его профессиональные ориентации и мотивация к реализуемой деятельности. Таким образом, аттестация направлена на определение квалификации в соответствии со следующими направлениями:
- уровень знаний сотрудника;
- практические прикладные навыки;
- деловые качества сотрудника;
- степень соответствия знаний, навыков и качеств сотрудника занимаемой должности.
Аттестация персонала является важной составной частью управления персоналом, и наиболее эффективной формой оценки кадров. Обязательной аттестации подлежат работники в соответствии с плановыми изменениями и мероприятиями, а также в предусмотренных законом случаях. Добровольная аттестация производится в соответствии с решением администрации. Цель аттестации - оптимизировать управление персоналом для повышения работоспособности, усиления мотивации сотрудников. От внутреннего устройства компании и от уровня знаний и навыков сотрудников зависит устойчивость бизнеса и качество производства. Аттестация сегодня - наиболее распространенная форма оценки работы персонала. Сотрудники тестируются на соответствие занимаемой должности, а результаты демонстрируют специалистам необходимость в изменениях и трансформациях внутри коллектива.
Аттестация преследует несколько целей:
- помощь менеджерам в принятии решений относительно дальнейшего пребывания сотрудника в компании, его штрафов и вознаграждений, необходимости повышения квалификации и переподготовки;
- определение выгодных путей эффективного использования человеческого капитала;
- выявление необходимости в переобучении отдельных категорий сотрудников в соответствии с внутрифирменными требованиями;
- мотивация сотрудников к эффективному выполнению должностных обязательств.
Аттестация - процесс непростой, поэтому эксперты выделяют три категории аттестации. Первая категория ориентируется на оценку деловых качеств и характеристик работника. Вторая категория - оценка потенциального работника. Сюда относится стажировка, тестирование сотрудника во время перехода на другую должность, испытательные сроки. Третья категория - оценка размера вознаграждения. Она производится для того, чтобы определить прибавку к заработной плате в соответствии с особыми достижениями сотрудника и дополнительной мотивации к осуществлению качественной деятельности.
Методы аттестации персонала компании
Аттестация реализуется несколькими методами. Первый из них - групповая экспертная оценка. Инспекция во главе с руководителем оценивает аттестуемого в соответствии с выбранными заранее критериями. Например, по пятибалльной шкале учитываются достижения и навыки сотрудников, благодаря которым они успешно справляются с поставленными задачами и реализуют деятельность. Также оцениваются качества, которые мешают работнику в осуществлении его деятельности. Затем высчитывается средняя оценка, которая характеризует текущее состояние сотрудника.
Экзамен – второй широко распространенный метод аттестации. Аттестуемый в письменной форме отвечает на заранее подготовленные вопросы. Экзамен используется для того, чтобы оценить профессиональную компетентность сотрудника, выявить особенности его мышления и оценить теоретические знания. Экзамен является одной из удобных форм аттестации, так как во время его проведения инспекция может познакомиться с каждый работником, лично пообщаться с ним, задать вопросы, которые не касаются главной темы.
Моделирования рабочей ситуации - благодаря такому методу эксперты могут оценить, как поведет себя сотрудник в типичной или нетипичной, но искусственно созданной ситуации. Метод применяется для интегрированной оценки профессиональных компетенций, а также для проверки стрессоустойчивости сотрудника. Еще один способ аттестации - квалификационная работа. Аттестуемый самостоятельно погружается в тему работы, разрабатывает пути решения производственной задачи. Применяется метод для оценки профессиональной компетентности сотрудника. В квалификационной работе успешно сочетаются теоретические данные и практическая работы.
Собеседование - с аттестуемым проводится беседа, в которой принимают участие один или несколько экспертов - членов инспекции. Применяется собеседование для выявления профессиональных знаний, умений и навыков. Как правило, собеседование проводится во время трудоустройства, когда компания рассматривает кандидатуры потенциальных сотрудников. Но также беседы могут осуществляться и с действующими сотрудниками организации, поскольку гибкая человеческая личность может менять свое мнение относительно текущей деятельности, высказывать собственные мысли и идеи относительно рабочего процесса и предлагать пути для совершенствования.
Тестирование - аттестуемый проходит профессиональный тест. Используется для диагностики качеств личности, уровня интеллектуального развития. Тестирование является дополнительным методом подтверждения результатов экспертной оценки, на практике пользуется большой популярностью, так как одновременно можно проверит знания, умения и навыки сразу нескольких групп сотрудников.