Сущность антикризисного управления предприятием
Антикризисное управление на предприятии – это комплексная система, основной целью которой является устранение или предотвращение неблагоприятных для организации факторов путем использования всех имеющихся методов современного управления, а также создание и внедрение особой стратегической программы, которая ориентирована на ликвидацию временных трудностей, удержание и рост позиций на рынке в любых ситуациях с использованием в основном своих ресурсов.
Современные рынки постоянно меняются, а экономика в России не отличается стабильностью. Поэтому компании никогда не уверены в завтрашнем дне. А такое положение приводит к серьезным трудностям. Иногда компания просто прекращает деятельность. Чтобы не стать банкротом и продолжать развиваться и работать применяют антикризисное управление.
Организации впадают в кризис в случае, если их свои финансово-хозяйственные показатели не совпадают с внешними. Эти показатели делят на две основные категории:
- Внутренние (зависимые от действий компании).
- Внешние (независимые).
Внешние факторы разделяются на:
Социально-экономические факторы развития государства:
- нестабильная система налогообложения;
- инфляция;
- падение реальных доходов населения;
- неточность регулирующего законодательства;
- растущая безработица.
Рыночные факторы:
- укрепление монополий;
- падение емкости внутреннего рынка;
- шаткая обстановка на рынке валют;
- увеличение предложения продуктов-субститутов.
Другие внешние факторы:
- нестабильная политическая обстановка;
- катаклизмы и стихийные бедствия;
- рост числа преступлений.
Внутренними факторами являются:
Управленческие:
- неоправданный коммерческий риск;
- нехватка сведений о рыночной конъюнктуре;
- плохой финансовый менеджмент;
- отсутствие управления производственными издержками;
- нет приспособляемости в менеджменте;
- недоработанная система отчетности и бухучета.
Производственные:
- единство компании как имущественного комплекса не обеспечено;
- основные фонды истощены;
- низкая эффективность труда;
- большие энергозатраты;
- критичное количество социальных объектов.
Рыночные:
- плохая конкурентоспособность организации;
- зависимость от конкретных клиентов и поставщиков.
Неэффективный менеджмент является самой распространенной в современных организаций проблемой, которая не дает им нормально действовать на рынке.
Эта проблема может появиться по следующим причинам:
- Отсутствие стратегии, и стремление достигнуть краткосрочных результатов в ущерб долгосрочным задачам и целям средней сложности.
- Недостаточная квалификация управляющего состава.
- Отсутствие у руководителей ответственности перед владельцами за конечный результат.
Цели и задачи антикризисного управления
Антикризисное управление происходит в экстремальных или же просто нестандартных условиях работы организации. Оно провоцирует срочное принятие каких-либо вынужденных мер, причем ситуация не подлежит прогнозированию. К антикризисному управлению обращаются в том случае, если среда функционирования бизнеса сильно изменилась и проявились новые проблемы управления, требующие принятия эффективных решений. Основной момент– прогнозируемое банкротство, то есть потеря платежеспособности организацией. Именно устранением этих проблем и занимается антикризисное управление, действия в рамках которого обязаны быть системными и эффективными.
Антикризисная политика – часть общей финансово-хозяйственной политики организации, в рамках которой создается система диагностических методов финансовой стабильности компании и проводится стратегия выхода бизнеса из кризиса.
Основной целью антикризисного управления является создание и реализация способов, которые помогают предотвратить негативные события, из-за которых организация попадает в кризис, обеспечить ее финансовую стабильность и нормальные позиции на рынке при различных изменениях в стране. При этом цели антикризисного управления могут меняться, опираясь на то, на каком этапе развития находится кризис, какие у него причины и как его последствия скажутся на работе организации.
Задачи антикризисного менеджмента:
- спрогнозировать кризис и осуществить подготовку к нему;
- противостоять наиболее опасным аспектам кризиса;
- влиять на динамику развития кризиса;
- обеспечить жизнедеятельность организации в кризис;
- обратить кризисную ситуацию в пользу развития компании.
В реальной действительности при решении первой задачи антикризисного управления – спрогнозировать кризис – организации обязаны всячески проанализировать и исправить появившиеся проблемы. Это довольно общий подход, применимый большинству организаций, а потому его можно считать антикризисным менеджментом в широком значении.
В общем смысле под антикризисным менеджментом подразумевают укрепление и поддержание позиций организации в периоды, когда есть неопределенность и риск. В такой ситуации антикризисный менеджмент применяют в любой компании, независимо от ее экономической политики и этапа жизненного цикла, на котором она находится в данный момент.
Решать вторую задачу – преодолевать кризис – организации всякий раз должны своеобразно, а значит этот процесс является антикризисным менеджментом в узком смысле.
В узком смысле антикризисным менеджментом являются меры, предотвращающие банкротство и позволяющие восстановить платежеспособность организации.
Антикризисное управление восстанавливает конкурентоспособные свойства компании выводит бизнес из кризиса.
Кризис может наступить в любой организации и абсолютно на любой стадии развития. Кризисы различны, но если компания и без того нестабильна, то даже локальный и короткий по продолжительности кризис может привести за собой серьезные неприятности. От такой ситуации поможет эффективная система менеджмента, умеющая предупреждать и прогнозировать неприятности. Многие эксперты антикризисного менеджмента считают: любое управление обязано иметь антикризисный характер.