Подходы к классификации функций менеджмента
Анализ предложенных классификаций функций менеджмента – это рассмотрение различных классификаций, применяемых для функций менеджмента и управлению, их сравнительная характеристика.
Менеджмент фирмы в целом можно разделить на множество функций. Достаточно грубым является деление их на три большие группы:
- функции общего управления – связанные с установлением политики управления и нормативных требований, инновационной политики, планирования, организации, мотивации и контроля, определением параметров и зон ответственности,
- функции управления структурой предприятия – начиная с создания, выбора предмета деятельности, организационно-правовой формы, установления связей с другими фирмами, решения территориальных вопросов, затем организация и при необходимости реконструкция, а в конце – ликвидация,
- функции, связанные с конкретными областями управления (управление кадрами, маркетингом, финансами, НИОКР и т.д.).
Под функцией управления понимают вид деятельности, который основывается на кооперации и разделении менеджмента, для которого характерны определенная однородность, сложность и стабильность воздействия субъекта управления на объект.
Выделение функций менеджмента может быть произведено по стадиям (этапам) управления. При таком подходе выделяют пять функций менеджмента:
- планирование и прогнозирование,
- организация функционирования объекта управления,
- мотивация,
- регулирование и координация,
- контроль (включая учет и анализ), который обеспечивает обратную связь в системе.
Выделение конкретных функций осуществляется по сфере деятельности. Их список намного больше. В частности, можно выделить:
- организацию работ в сфере стандартизации,
- социально-экономическое планирование (перспективное и текущее),
- техническую подготовку производства,
- экономический анализ,
- ведение учета и подготовку отчетности,
- организацию производственной деятельности,
- оперативное управление производственной деятельностью,
- управление технологическими процессами,
- технологические испытания и контроль,
- метрологическое обеспечение,
- капитальное строительство,
- материально-техническое обеспечение,
- сбыт продукции,
- финансовую деятельность и т.д.
Общие и конкретные функции представляют собой разные срезы (проекции) всего объема управления.
Общие функции менеджмента
К основным функциям менеджмента относятся:
- планирование. Смысл этой функции управления состоит в том, чтобы определить цели и задачи предстоящей деятельности, потребные для их достижения (решения) средства и ресурсы, а также разработать методы, демонстрирующие в конкретных условиях максимальную эффективность. При планировании разрабатываются разнообразные планы:
- краткосрочные (оперативные), рассчитанные максимум на один год,
- среднесрочные (тактические), рассчитанные на период от одного до пяти лет,
- долгосрочные (стратегические), рассчитанные на срок свыше 5 лет,
- организация. Эта функция предусматривает обеспечение предприятия всем необходимым для нормальной работы (включая персонал, оборудование, здания, материалы, денежные средства и т.д.). В процессе организации формируется структура предприятия, позволяющая людям эффективно работать в коллективе ради достижения общих целей. Организация предусматривает деление на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи с помощью распределения полномочий и ответственности, а также установления между разными видами работ взаимосвязей. Чтобы функция организации была успешно реализована, следует учитывать ряд принципов:
- принцип цели. Работа организации в целом и ее отдельных звеньев направлена на достижение общей цели,
- принцип эластичности организации. В ходе определения задач и ответственности между административными предписаниями и свободой действий отдельных структурных единиц должен быть найден баланс,
- принцип устойчивости. Построение системы управления должно позволять элементам сохранять стабильность под воздействием изменений во внутренней и внешней среде,
- принцип непрерывности совершенствования. Процессы организации и воплощения решений должны постоянно улучшаться,
- принцип прямой соподчиненности. У каждого работника должен быть один непосредственный начальник,
- принцип объема контроля. Он тесно связан с нормой управляемости: один руководитель может уделить внимание ограниченному числу подчиненных,
- принцип безусловной ответственности начальника за действия подчиненного,
- принцип соразмерности между ответственностью и предоставленными полномочиями (человек не должен отвечать за то, что не в его власти),
- принцип исключения. Повторяющиеся рутинные процедуры должны быть поручены нижестоящим звеньям управления. Менеджмент высшего звена должен заниматься новыми, исключительными вопросами,
- принцип приоритета функции. Органы должны формироваться в соответствии с необходимостью осуществления функции, а не функции придумываться под созданные органы,
- принцип комбинирования. Следует искать баланс между самостоятельностью и централизмом.
- мотивация. Сущность этой функции заключается в том, чтобы побудить людей эффективно работать для достижения целей организации (определенных на этапе планирования). Для этого применяются меры морального и материального стимулирования, создание благоприятных условий,
- контроль. Значение этой функции состоит в том, чтобы произвести количественную и качественную оценку, учесть результаты работы. Контроль позволяет скорректировать ранее принятые решения и нормативы. Различают несколько видов контроля:
- предварительный (до того, как начата деятельность),
- текущий (в процессе осуществления деятельности),
- итоговый, или заключительный (оценивает выполнение всех разделов бизнес-плана по итогам некоторого периода или по завершении некоторого процесса, стадии).